Примерная презентация к научно — практической конференции в начальных классах, секция Русский язык и литература, Тема: Расширение кругозора на уроках чтения


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской областисредняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевкамуниципального района Алексеевский Самарской областиШкольная научная конференция учащихся 1-4 классов и воспитанников СП-ДЕТСких садов Секция «руссКИЙ ЯЗЫК И литература»Расширение лексикона на уроках чтенияАвтор: Сысоева Вероника, учащаяся 2-Б классаГБОУ СОШ с. Алексеевка«Образовательный центр»Научный руководитель: Головачева Галина Викторовна,учитель начальных классовКонсультант: Зайцева Лидия Ивановна,учитель русского языкаАлексеевка 2014 год А. С. ПушкинСказка о рыбаке и рыбкеЖил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод, -Пришёл невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод, -Пришёл невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод, -Пришёл невод с одною рыбкой.С непростою рыбкой, - золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь» Проблема:расширение лексического запаса слов учащихсяНазвание:«Что такое лексикон и пути его расширения» Важность и актуальность:без выяснения лексических значений слов работать дальше над текстом невозможно. Знакомство с новыми словами расширяет кругозор, развивает речь и коммуникативные способности человека. Задачи:1. Нахождение непонятных слов в тексте.2. Определение лексического значения слов с применением Толкового словаря Ожегова.3. Знакомство со словарями (Ожегова, Даля).4. Составление личных толковых словариков (с иллюстрированным оформлением некоторых слов).5. Знакомство детей с Интернет – ресурсами (детский иллюстрированный словарик, словарь он – лайн). Методы изучения проблемы:1.Статистический подход, когда я посчитывала количество непонятных слов (в 10 текстах мы встретили 27 незнакомых слов).2. Анализ текста, его значения. 3. Классификация.4. Составление словариков. Продуктом моего проекта стал СЛОВАРИК Над проблемой развития речи и обогащения лексического запаса работало много педагогов. Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.), исследования по методике преподавания русского языка и литературы (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Л.Е. Журова, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и др.). Вопрос расширения лексического словаря очень актуален, так как от него зависят КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Лексикон – это то же, что словарь (в I знач.) (устар.); запас слов, лексика (книжн.). Толковый словарь русского языка Ожегова  Пути расширения лексикона:1. Речевая среда в семье, среди друзей.2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).4. Словари, справочники.Один из путей расширения лексикона – знакомство с новыми словами. Ход работы:1. Анализ текста, который мы читаем.2. Выяснение значения слов.3. Использование толковых словарей.4. Составление личного толкового словаря. Виды толковых словарей Виды толковых словарей Виды толковых словарей Свой словарик я составляю по алфавиту. Некоторые слова сопровождаю иллюстрациями. За время работы над проектом я познакомилась с 27 новыми словами. Теперь я знаю, что означают такие слова, как…..Ветхая землянка ветхая – старая, дряхлая, близкая к разрешению; землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жильяНевод невод – большая рыболовная сеть Молвит взмолился – начал умолять кого-то, упрашиватьВзмолился молвит – говорит Старче старче, старик – пожилой человекПряла пряла – делать нити Изучение и расширение словарного запаса человека – это важная задача для каждого ученика нашей школы. Без него мы не сможем общаться, развивать свои коммуникативные способности. Речь должна быть красивой, богатой. Именно такой нам позволяет ее сделать наполнение новыми словами, расширение своего лексического запаса. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!