Мастер-класс: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс обучения игре на национальных музыкальных инструментов


Автор: Иванова Е.Т.,воспитатель детского сада №24 «Кэскил» МБДОУ «Томторский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей №24 «Кэскил» Мастер-класс: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс обучения игре на национальных музыкальных инструментов Цель: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс обучения игре на национальных музыкальных инструментов Задачи: Обучающие:1. Познакомить детей с историей народов якутии различными видами национальных инструментов;2. Познакомить с музыкальными инструментами и приёмами игры на них; 3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувства ансамбля;4. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.Развивающие:Способствовать становлению развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;Развивать память и умение сконцентрировать внимание;Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.Воспитательные:Формировать у детей чувства коллективизма и ответственности;Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;Воспитание творческой инициативы. Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми: Работа музыкального руководителя - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя. Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Игровые задания для детей Озвучивание стихотворений.Игры со звуками: деревянными и костями, копытцами из природных материалов.Музыкально-ритмические игры.Игры с инструментами (озвучивание сказок). Детский оркестр «Тэтим» в режиме дня ДОУ.План работы по самообразованию Раздел плана сроки Форма работы Практические выходы Факт. сроки I этапПодготовительный октябрь - Работа с методической литературой;- Подбор музыкального репертуара;- Разработка тематического плана, разработка конспектов, занятий;- Диагностика музыкально-творческих способностей детей старшего возраста;- Подбор иллюстраций, создание картотеки, музыкальных инструментов. Детский сад Составление календарно-тематического плана.Выступление на педсовете. октябрь II этапОсновной. Октябрь    В течение годаДекабрь В течение года - Цикл развивающих занятий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах;- Индивидуальные занятия, помогающие одарённым детям показать свои способности, проявить знание и умения в игре детских на музыкальных инструментах;- Выступление на детских утренниках;- Мастер-класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов;- Оформление стендовой информации для родителей;- Организация музыкальных уголков в группах;- Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков. Детский сад    Выступление на утренникахМастер-класс для родителей и педагоговДетский сад Октябрь    В течение годаДекабрь   В течение года III этапИтоговый.Заключительный Март-апрель   Май - Концерт «Весёлые музыканты»;- Конкурс рисунков «Мы рисуем музыку» и конкурс «Сааскы таммахтар»;- Итоговые занятия «Музыкальная шкатулка» с использованием инновационных технологий;- Оформление фотовыставки;- Презентация «Наш оркестр» Республиканский конкурс «Сааскы таммахтар» Праздник «Ысыах», Отчет на педсовете. Презентация фотовыставки «Наш оркестр» Март-апрель   Май ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ На формировании стилевой специфики инструментальной музыки значительным образом сказалась тенденция отразить в наигрыше тембры и ритмы окружающей человека природы: пение птиц, крики и то- пот животных, шум ветра, раскаты грома и т.д. В этом окружающем его реальном, равно как в созданном его воображением, но неотделимом от реальности, мире человек ищет друзей и учится говорить с ними на их языке. Музыкальные инструменты рассматриваются в разных ракурсах: как явления материальной культуры, как определенные исторические, социальные, национальные атрибуции, как акустические системы После Октябрьской социалистической революции началась масштабная работа по усовершенствованию народных инструментов. Созданию новых образцов предшествовали попытки ввести частичное улучшение в бытующие инстру- менты, а также заменить одни другими. Работы по усовершенствованию музыкального инструментария во многих республиках прошли через ряд стадий. Первоначально конструкторская мысль была сосредоточена на улучшении звуковых качеств инстру- мента (главным образом усилении звучности), при этом звукоряд, а также некоторые привычные конструк- тивные особенности, такие как, например, расположение струн, навязные лады и т.д., сохранялись в полной неприкосновенности. Таким образом, внедрение норм европейского музыкального мышления в якутскую культуру отразилось как на вокально-интонационной сфере, так и на изготовлении традиционных музыкальных инструментов, диктуя необходимость их переделки. Например, появились струнные смычковые инструменты европеизиро- ванной формы, стали применяться металлические струны, а расширение диапазона мелодики повлекло за собой и смену манеры игры Якутские музыкальные инструменты Иирэр Дьа5а Хобо Дьаха Дyңyр Кыыhаан Бадьаайах Кyпcyyp Хомус Этапы обучение игре на национальных инструментах: Ознакомление (показ, посещение выставки, рассматривания, просмотр, игры на музыкальных инструментах);Индивидуальная и подгрупповая работа по слушанию, по аудированию;Дидактические игры с музыкальными инструментами;Специальные упражнения для игры на национальных инструментах;Индивидуальная работа по обучению игре на музыкальных инструментах;Обучение игре в составе оркестра. Специальные упражнения: Слуховое восприятие:Звуки медленные, Звуки быстрые, Звуки короткие,Звуки длинные.2. Ритмические восприятие: ритмы, палочки разны). Исполнение народных песен в сопровождении народных инструментов Национальный музыкальный инструмент стала одной из самых любимых видов деятельности детей в детском саду. В 2017 г. – стали обладателем «Грант-при» в конкурсе «Капельки весны» детскому оркестру «Тэтим»