Доклад на II Общероссийской Ассамблее педагогов теоретиков ДМШ и ДШИ Синтез классических и современных методико-практических подходов в преподавании сольфеджио


Н.Л. АлександроваСинтез классических и современных методико-практических подходов в преподавании сольфеджиоИз опыта работы теоретического отделения НСМШ(колледжа) Современные тенденции в образовании ориентированы наИнтенсивностьКреативность обученияВладение новыми технологиями и информационными источниками Уфимская лаборатория музыкальной семантикиЛ.Н. Шаймухаметова«О методических канонах и полезных  альтернативах» КАНОН 1Сольфеджио – это учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха (ритмического чувства и ладового мышления). Альтернатива:Сольфеджио – это учебная дисциплина для развития музыкального мышления и творческого воображения музыканта – будущего композитора, исполнителя и слушателя. Педагог должен научить читать, записывать и понимать нотный текст, разбираться в содержании музыкального текста и смысловой его организации. Канон 2 Сольфеджио – это учебная дисциплина, где в основном поют.АльтернативаНе только поют, но и играют на музыкальных инструментах и прежде всего – на фортепиано. Фортепиано на уроках сольфеджио – важнейший способ развития креативного мышления, формирования навыков преобразования текста, аранжировки, участия в ролевых играх и ансамблевом музицировании Канон 3На сольфеджио изучают правила и нормы музыкального языка –   грамматику и синтаксическую организацию нотного текста.АльтернативаНе только грамматику и синтаксис, но и семантику музыкального текста –  смысловые структуры музыкального языка и устной музыкальной речи. Современные системы развития музыкального слуха1.Игровое сольфеджио2. Интонационно-смысловое сольфеджио3. Артикуляционно-ритмическое сольфеджио 4.Клавишное сольфеджиоСовременные инновационные педагогические технологииТехнология развивающего обучения2. Технологии интегрированного и проблемного обучения 3. Организация проектной деятельности обучающихся4. Технология модульного обучения Современные системы развития музыкального слуха5. Интерактивное сольфеджио6. Творческое сольфеджио( композиция и импровизация, развитие навыков творческого музицирования)7. Орф-педагогика или «обучение в действии»Современные инновационные педагогические технологии5. Информационно-коммуникативные технологии6. Технология комплексного обучения7. Здоровьесберегающая, коммуникативная технология обучения через коллективную проектную деятельность Из опыта работы теоретического отделения НСМШ (колледжа)В 2015 году Новосибирская специальная школа (колледж),в прошлом - ССМШ при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, отмечает свой юбилей-45 лет. Теоретическое отделение - ровесник школы. Оно было открыто одновременно с отделениями по подготовке инструменталистов.Все эти годы преподаватели отделения вели активную методическую работу в различных городах Сибирского региона, проводили открытые уроки, мастер- классы, курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ и ДШИ, разрабатывали учебно-методические пособия по всем предметам музыкально-теоретического цикла, обобщающие накопленный педагогический опыт. В педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта; чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития. Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. В 2006 г. преподаватели теоретического отделения Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С. Корнякова в соавторстве создают «Рабочие тетради по сольфеджио» для учащихся подготовительного,1-7 классов ДМШ и ДШИ. Работа была удостоена Диплома Международной выставки-ярмарки «ЭКСПО-Сибирь» в г. Кемерово(2006 г.) и Первой премии III регионального смотра - конкурса методических работ педагогов ССУЗов Западно-Сибирского региона (НГК им. Глинки,2008 г.).Каждый год это учебно-методическое пособие переиздаётся в «Рекламно-издательской фирме Новосибирск». «Рабочие тетради по сольфеджио», основанные на синтезе классических и современных методов развития музыкального слуха, получили положительную оценку педагогов ДМШ и ДШИ Сибирского региона: «Дети стали заниматься с увлечением и радостью». Данное учебно-методическое пособие используют в своей работе преподаватели ДМШ и ДШИ Новосибирской области, Кемеровской области, Алтайского ,Красноярского края и Хакасии. Список методических работ преподавателей теоретического отделения1.Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С. Корнякова «Рабочие тетради по сольфеджио»(2006,ежегодное переиздание) 2.Е.Ю. Веселовская «Солнышко смеётся» (6 книг) -поурочные разработки уроков с нотным материалом +(СД). Обучение детей 3-6 летнего возраста в игровой деятельности (ежегодное переиздание)3. И. В. Пушенко «Музыкально-художественные путешествия на уроках слушания музыки. Мир русской культуры».4. Е.С. Петенева «Вокализы-сольфеджио»(2011)5.Н.Л.Александрова,Н.В. Маслиева «Тембровые диктанты»+ (СД)6.Л.В. Гончарова, Л.К. Антипова «Слушание музыки» -учебное пособие для ДМШ и ДШИ (2011)7. Н.Л. Александрова «Чтение с листа и музицирование на уроках сольфеджио на материале песен народов мира»(2013)8.Н.Л. Александрова «Хрестоматия по сольфеджио. Вокальная музыка XVII-XIX вв.»: учебное пособие для музыкального диктанта, чтения с листа и гармонического анализа(2014)9. А.Н. Камша-серия книг «Музыкальные инструменты» с приложением игры «Музыкальное лото» (издание2014-2015)10.Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сб. статей преподавателей и студентов теоретического отделения НСМШ (колледжа) Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплинСодержаниеПредисловие Страницы истории……………….................................................  Раздел 1.Методические работы преподавателей теоретического отделения Александрова Н.Л. Сольфеджио в подготовительном классе ……………… Петенева Е.С. О проблемном методе обучения на уроках сольфеджио на примере учебных пособий М. А. Крафт…………………………………………..  Трахтенберг Ф.И. Оценочный фактор в предмете сольфеджио…………….. Корнякова Т.С. Начальный этап обучения вокалиста в классе сольфеджио… Александрова Н.Л. О развитии творческих навыков на уроках сольфеджио...Александров И.И. Формы музицирования на уроках композиции………………Крапивина И.В. Современные средства наглядности на уроках сольфеджио.. Байкина Н.Л. «Анализ музыкальных произведений» в музыкальном колледже. Конспект лекций и методические советы по теме: «Функции музыкального материала в их взаимодействии с функциями частей формы»……………… Пушенко И.В. Музыкально-художественное ассоциирование на уроках слушания музыки. Образы русского православия……………………………….. Антипова Л.К., Гончарова Л.В. Опыт преподавания «Слушания музыки» и «музыкальной литературы» в НСМШ (колледже): к проблеме преемственности начального и среднего звена профессионального обучения. Раздел 2. Курсовые работы по методике преподавания сольфеджио студентов теоретического отделенияСозинова И. Абсолютная и относительная сольмизация................................. Рузанкина М. Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио ……. Бибикова К. Интонирование в курсе сольфеджио........................................... Маслиёва Н. Музыкальный диктант Шавырина Е. Система музыкального воспитания Карла Орфа ……………… Сартакова Д. Методика В.Б. Брайнина «Развитие музыкального мышления»............................................................................................................. Останина М. Интегральная методика музыкального воспитания В.П. Середы................................................................................................................... Полищук М. Инновационные формы преподавания сольфеджио (из опыта работы Уфимской лаборатории музыкальной семантики)............................    Раздел 3. 45-летию НСМШ (колледжа) посвящаетсяВоспоминания выпускников теоретического отделения ………………….. Список выпускников теоретического отделения …………………………… Педагоги теоретического отделения