Презентация (проект) по литературе на тему Образ А.С.Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века (11 класс)


Проект выполнилаученица 11 а класса МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»Бадаева ТатьянаРуководитель: Сидорова О.Ю.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Образ А.С. Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}



Цель исследования:Выяснить, как влияет творчество Александра Сергеевича Пушкина на поэтов Серебряного века
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Интерес к Пушкину
Пушкин - величайший из русских поэтов Его влияние на русскую литературу было и остается огромным, поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно.
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}«Вечный спутник» русской литературы
В. Г. Белинский писал: « А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества». «Тайна» Пушкина и Цветаевой К пушкинскому юбилею Тоже речь произнесём: Всех румяней и смуглее До сих пор на свете всем, Всех живучей и живее! Пушкин - в роли мавзолея?
«Тайна» Пушкина и Цветаевой Уши лопнули от вопля: -Перед Пушкиным во фрунт! А куда девали пёкло Губ, куда девали - бунт Пушкинский, Уст окаянство? Пушкин – в меру пушкиньянца!
«Мой Пушкин» {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Цветаева так и пронесла через всю жизнь, с детства и до зрелости, образ своего А. С. Пушкина, который соответствовал большинству требований, предъявляемых ею к правдивому, бессмертному русскому поэту.

style.rotation Пушкин и ПугачевМарина Цветаева зорко разглядела, как сам А. С. Пушкин подпал под «чару» Пугачева, как он влюбился в Вожатого. Так в очерке «А. С. Пушкин и Пугачёв» на первый план выдвигается тема народной правды, помогающей поэту пристальнее вглядеться в живую жизнь.

Параллельность судеб? При всей случайности и ненавязчивости совпадений нельзя, тем не менее, отрицать вероятность сознательного «моделирования» Мариной Цветаевой своей биографии по принципу поэтического канона – Байрон, Пушкин, Лермонтов были для неё наилучшими образцами для жизни. Именно особенность мирочувствия Марины Цветаевой, отличающая её от Пушкина, - эмоциональная экспрессивность – и сказалась на характере оценок творческого и жизненного пути А. С. Пушкина.
Пушкин в творчестве Ахматовой Об Ахматовой заговорили как о продолжательнице пушкинской традиции буквально после ее первых поэтических шагов. Говоря о теме «Ахматова и Пушкин», нельзя не затронуть сравнение двух стихотворений, написанных этими поэтами – «Сказка о чёрном кольце» Ахматовой и «Талисман» Пушкина.
Пушкин в творчестве Ахматовой Ахматова не ставила своей целью подражание Пушкину. Она создала оригинальное лирическое произведение, выразившее и отразившее ее индивидуальные переживания, с самостоятельной лексикой, своеобразной композицией, неповторимой образностью и интонацией. Однако пушкинское стихотворение «Талисман» проступает сквозь «Сказку о черном кольце» как архетип, определяющий и характер любовного чувства, и способ его культурного воплощения.
Пушкин в творчестве Ахматовой В изучении влияния пушкинской поэзии на творчество Ахматовой сделаны, тем не менее, убедительные наблюдения и интересные открытия:-преемственность поэзии;-ее генетическое, типологическое, лексическое родство с поэзией А.С.Пушкина.
Пушкин в творчестве Ахматовой К одному из проявлений типологической общности языка поэзии Пушкина и Ахматовой следует отнести то, что оба поэта охотно используют «Грамматическую рифму», т.е. рифмующиеся слова, однородные с точки зрения грамматических категорий.У Пушкина: Не тем, что у столба сатиры Разврат и злобу я казнилИ что грозящий голос лирыНеправду в ужас приводил… («Не тем горжусь я, мой певец!» 1822 г.)У Ахматовой: Он так хотел, он так велелСловами мертвыми и злыми,Мой рот тревожно заалел, И щеки стали снеговыми…(«Надпись на неоконченном портрете»1912 г.)
Пушкин в творчестве Ахматовой Характерно для обоих поэтов и обращение к перифразам:У Пушкина:Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя! («Няне»)Рифма – звучная подругаВдохновенного досуга,Вдохновенного труда!... («Рифма – звучная подруга…»)У Ахматовой:А иволга, подругаМоих безгрешных дней.Вчера, вернувшись с юга,Кричит среди ветвей… (228)
Пушкин в творчестве Ахматовой Известную близость к пушкинской стилистике можно видеть и в использовании Ахматовой вопросительных предложений при организации «внутреннего диалога»:У Пушкина:Что дружба? Легкий пыл похмелья,Обиды вольный разговор,Обман тщеславия, бездельяИль покровительства позор.(«Дружба»)У Ахматовой:Что там разлука? – Лихая забава,Беды скучают без нас ( «Из заветной тетради, 1956 г.)
ВЫВОД:Пушкинское начало является неотъемлемой составляющей «песенного дара» Анны Андреевны Ахматовой.
Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин)

Результаты исследованияСравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока и Маяковского, я пришла к выводу, что для каждого из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность: для Есенина Пушкин — это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока — это философия, а для Маяковского — это форма.
Сергей Александрович Есенин - Пушкину{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Мечтая о могучем дареТого, кто русской стал судьбой,Стою я на Тверском бульваре,Стою и говорю с собой.Блондинистый, почти белесый,В легендах ставший как туман,О Александр! Ты был повеса,Как я сегодня хулиган.Но эти милые забавыНе затемнили образ твой,И в бронзе выкованной славыТрясешь ты гордой головой. А я стою, как пред причастьем,И говорю в ответ тебе:Я умер бы сейчас от счастья,Сподобленный такой судьбе.Но, обреченный на гоненье,Еще я долго буду петь...Чтоб и мое степное пеньеСумело бронзой прозвенеть. 1924

Образ А. С. Пушкина для писателей Серебряного века стал символом России

Библиография 1. Бочаров С.Г. Из истории понимания Пушкина // Сюжеты русской литературы., 1999.2. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой, 1973.3. Иезуитова Р.В. Эволюция образа Пушкина в русской поэзии ХХ века // Пушкин. Исследования и материалы, 1967.4. Муравьева О.С. Образ Пушкина: исторические метаморфозы // Легенды и мифы о Пушкине, 1995.5. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века, 1998.6. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество, 1997.7. Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.8. Бабаев Н.А. Пушкинские страницы А. Ахматовой. //Новый мир.-1987.-№ 1.9. Виноградов В.В. Стиль Пушкина.- М., 1941 г.