Презентация к аттестации на тему Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся


Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУльяновская средняя школа Лукояновского района Нижегородской областиМишаленковаТатьянаВикторовна,Учитель русского языка и литературыУченик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел , который надо зажечь….. Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая самаДжованни Руффини Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеУльяновская средняя школа Лукояновского района Нижегородской областиТехнология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития мыслительных способностей учащихся Выполнила: Мишаленкова Т.В., учитель русского языка и литературыЛукоянов - 2015 УПРАВЛЯЕМОЕПРОИЗВОЛЬНОЕПРЕДНАМЕРЕННОЕЛОГИЧЕСКАЯ >МЕХАНИЧЕСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ = ОПОСРЕДОВАННАЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЕАКТИВНОЕАБСТРАКТНОЕ Из истории проблемного обучения Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). учебный план игровая и трудовая деятельность инстинкты для обучения: социальныйконструирования художественного выражения исследовательский источники познания слово произведения искусства технические устройства В 60-70-е годы XX века педагоги и психологи (Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного. Новизна: Создание проблемных задач и ситуаций, тренингов, алгоритмов действий по отработке навыков поиска ответа и рекомендации по использованию проблемных заданий на разных этапах уроков русского языка и литературы.Гипотеза: Если создавать проблемные ситуации на различных стадиях обучения и усвоения нового, учить обучающихся решать проблемные задачи через алгоритмы действий и тренинги, то технология проблемного обучения не только обеспечит творческое овладение УУД, но и будет способствовать развитию мыслительных способностей учащихся.Практическая значимость данной работы состоит в том, что технология проблемного обучения учит искать и находить выход из разных жизненных ситуаций достойно, а решение проблемных задач в современных условиях становится жизненно необходимым умением.Актуальность Связь с программойЛитератураСтилистикаЛексикаМорфологияОрфографияОрфоэпияПунктуацияМорфемикаСинтаксис Цель:повышение усвоения учащимися прочных знаний, умений, навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;  Задачи:воспитывать у учащихся познавательную активность через привлечение их внимания к вопросу, задаче, учебному материалу, возбуждая интерес;  поставить ребёнка перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;вырабатывать умение самостоятельно решать проблему, намечая план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.Цели и задачи Ведущая педагогическая идеявсесторонне развитая личностьсамостоятельно добывает знаниясвободно обладает речеведческой и лингвистической компетенциямиактивно мыслитимеет прочные и глубокие знаниясамостоятельно находит пути решения любой проблемыумеет ориентироваться в нестандартной ситуации Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Л.Н. Толстой Правописание корней – лаг- / - лож – 5 класс Составление алгоритма образования причастийДействительное причастие настоящего времениглагол сов. в. перех. и неперех.-ущ-(-ющ-) – 1 спр.-ащ-(ящ-) – 2 спр.Действительное причастие прошедшего времениглагол сов. в. и несов. в. перех. и неперех.-вш- -ш-Страдательное причастие настоящего времениглагол несов. в. перех. наст. вр.-ем-(-ом-) – 1 спр.-им- – 2 спр.Страдательное причастиепрошедшего времениглагол сов. в. и несов. в. перех.-нн--енн- (-ённ-)-т- Этапы проблемного диалога на уроках литературы1 Формулирование проблемного вопроса;2 Выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;3 Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;4 Решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов. Темы уроков литературы1 «Почему Анну Ахматову называли «голосом своего поколения»? (11 класс)2 «Зачем я жил? Для какой цели родился? Глава «Фаталист» «Герой нашего времени» (9 класс)3 «Ключи от счастья женского… Где они?» (сочинение по произведениям Н.А. Некрасова) (10 класс)4 «Герасим – «самое замечательное лицо среди дворни». «Муму» И.С. Тургенева. (5 класс)5 «Печорин – виновник или жертва?» (Глава «Бэла» «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов) (9 класс). Проблемная рефлексия1 Анализ уровня усвоения полученных на уроке знаний, умений, навыков2 Оценка их по шкале 0% 50% 100 % РезультативностьСпособность ученика действовать в условиях проблемной ситуацииОтношение учащихся к учениюМониторинг качества знаний учащихся за три учебных года Результативность Транслируемость педагогического опытаОткрытые урокиВыступление на ШМОВнеклассные мероприятия по предметуРодительские собранияПубликации ЛитератураБабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 2010. ru.wikipedia.org Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 2003.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2009. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 2010.ru.wikipedia.orgКудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999 http://festival.1september.ruhttp://pedsovet.su