Поразмышляем над комедией Ревизор. Открытый урок к 200-летию Н.В. Гоголя.


Во глубине холодного смеха могут оказаться горячие искры вечной, могучей любви Н.В.Гоголь «Театральный разъезд после представления новой комедии» 2009 Посвящается 200 - летию Н.В. Гоголя Поразмышляем над комедией «Ревизор» Содержание Из биография Н.В. ГоголяОсобенности комедии как жанраТворческая история комедии «Ревизор»Характеры персонажей Н.В. Гоголь1809-1852 Н.В. Гоголь – драматург столь же трудный, сколь и неисчерпаемый. Работа над гоголевским образом никогда не может считаться завершенной вполне. В.А. Гоголь – Яновский, отец писателя Интерес к театру проявился у Гоголя рано. Его отец, Василий Афанасьевич, был страстным театралом, сам писал комедии на украинском языке. Ставил их на домашней сцене и сам же исполнял в них главные роли Актерское дарование рано проявилось у Николая Гоголя. Еще в ученические годы он участвовал в спектаклях, которые игрались в Нежинской гимназии; по рассказам, у него особенно получалась роль Простаковой из фонвизинского «Недоросля» Гоголь знал: театр начинается с афиши, с театральной тумбы, зовущей зрителя в театральную кассу, в зрительный зал Гоголь рано понял: в театре нет мелочей. Всякое пренебрежение мелочью, деталью способно привести к провалу Драма Трагедия Комедия Драма Драма как жанр литературы Основные понятия комедии Комедия - один из основных видов драмы, в котором колизия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическимКоллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений и интересов; изображение жизненных конфликтов и борьбы в художественном произведенииКонфликт- противоборство характеров, идей, настроений в художественном произведении.Сюжет – ход событий, развитие действия в повествовательных и драматических произведениях. Экспозиция – исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронически непосредственно предшествующая развязке, началу основного действия, конфликта.Завязка – событие, определяющее начало действия, «завязывание» конфликта в литературном произведенииКульминация – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта) сюжета Творческая история пьесы «Ревизор» «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем… Сквозь смех, который никогда еще не появлялся во мне в такой силе, читатель услышал грусть…» - признавался Гоголь в «Авторской исповеди» Некоторые литературоведы считали, что действие «Ревизора» охватывает один день. Другие не соглашались с этим мнением. Обдумайте сюжет комедии, перечитайте 4 действие: нет ли в нем указания на тот временной отрезок, в течение которого совершается действие «Ревизора»? Какая мысль, по вашему, «правит» «Ревизором»? « …Правит пьесою идея, мысль. Без неё нет в ней единства. А завязать может всё: самый ужас, страх ожидания, гроза идущего вдали закона…» К.С.Станиславский задавал вопрос: почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России? Покажите, что уездный город, в котором происходит действие комедии, - своеобразный сколок (подобие) царской России (сословия, их положение, интересы, управление, власти и другое). Мы привыкли к тому, что лучшие русские писатели с уважением относились к народу. Бесспорно, то же можно сказать и о Гоголе. Почему же в «Ревизоре» Осип, слуга в доме городничего, купцы, унтер-офицерская вдова, слесарша Пошлёпкина вызывают смех, хотя над двумя последними творится явная несправедливость? Эпитетом «плут» Гоголь характеризует Осипа и Землянику. Чем «плутни» Осипа отличаются от плутней Земляники? Покажите, как меняется отношение чиновников к Хлестакову на протяжении пьесы: от страха наказания к вере во всемогущество «ревизора». Чем можно объяснить это изменение? Каждый персонаж мысленно произносит: «И я человек!»…В героях живёт «наивная претензия на звание и лицо человека… Все страсти и надежды, которыми движимы эти людишки, направлены, в общем, к тому, чтобы проявить себя в человеческом образе и достоинстве, как это понимается ими, взойти, так сказать, в человеческую степень»,- писал критик А. Синявский. Попытайтесь обосновать или доказательно опровергнуть эту мысль. Осип подаёт совет Хлестакову поскорее уехать из города. Какие черты характера и особенности поведения Осипа «подготовили» этот совет? Имеет ли комедия «Ревизор» значение общественной сатиры и для нашего времени? Все заняты ревизором. Около ревизора крушатся страхи и надежды всех действующих лиц. В «Ревизоре» фон для действия создают так называемые внесценические персонажи, то есть герои, которые не появляются на сцене, но о которых в той или иной форме сообщают действующие лица. Найдите упоминания и рассказы действующих лиц о внесценических персонажах. Какое значение, по-вашему, эти персонажи имеют для понимания замысла комедии? Желает ли сам автор выдать в комедии «копию действительности» и каков его ответ на вопрос: «Неужели существуют такие люди»?В чём обличительный смысл «Ревизора»? Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся ещё Гоголь? «В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые,» - утверждал Н.В. Гоголь. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы, высшей категории,Романенко Н.Н.Дубровской СОШ им. Н.П. Сергеенкодля учащихся 8 класса