Презентация проекта по русскомуязыкуРазвитие и поддержание речевой культуры в Астраханской области


Проектно-исследовательская деятельность Проект по русскому языку Развитие и поддержание речевой культуры в Астраханской области Выполнили: учащиеся 6 класса МКОУ «Басинская ООШ» Абдурашидова Р., Бабайцев В., Жаркова А., Колпинов А., Космухамбетов Р., ТаймазовШ, Уткин М.Руководитель: Уткина Е.А.    Вид проекта: исследовательский, долгосрочный, метапредметный.Объектом исследования выступает коммуникативная культура речи школьников в подростковом возрасте и населения Астраханской области.Форма представления: презентация.Цель проекта: исследовать и проследить пути формирования диалектной, просторечной, сленговой речи на территории Астраханской области, способствовать воспитанию коммуникативной и развитию информационной культуры. Задачи: рассмотреть историю вопроса;охарактеризовать понятие "культура речи";проанализировать особенности речевой культуры человека;выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения. Этапы работы:-выбор темы и распределение учащихся на группы (октябрь); - распределение заданий в группах(октябрь); -изучение литературы и поиск необходимой информации (2 половина октября);- анкетирование и составление игр со словом (3 неделя октября);-консультирование с руководителем (4 неделя октября);-обработка полученной информации (ноябрь);-создание презентации (3 неделя ноября);-защита проекта (конец ноября). ОГЛАВЛЕНИЕ.1.Что такое культура речи?2.История вопроса.3. Диалектизмы Астраханской области. 4.Устная речь астраханцев.5.Сленговая речь подростков в нашей области.6.Игры со словом.7.Анкетирование родителей.8. Список литературы ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ?Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культурыВысокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова . ИСТОРИЯ ВОПРОСА.Культура речи как особая область языкознания складывалась постепенно. Нормы русского языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Древние рукописные и последующие печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже свод законов "Русская правда", сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил живую речь.Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к ХVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики русского языка "Российская грамматика", (1755) и "Риторики" (краткая - 1743 и "пространная" - 1748) - заложил основы нормативной грамматики и стилистики русского языка. Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:Умен ты или глуп,Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слово не сказал!     Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Диалектизмы Астраханской области.Диалект – это «разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией» [Словарь лингвистических терминов (Электронный ресурс)]. Диалект представлен только в определённой местности. Он является более древней языковой формой, чем литературный язык. Слова, которые используются в диалекте, называются диалектными словами, или диалектизмами. В Астраханском крае используются диалектные слова, в основном называющие характерные местные особенности: это названия видов рек, рыб, водоплавающих птиц и т.д. Диалектизмы Астраханской области.С точки зрения взаимосвязи с литературным языком диалектные слова Астраханского края можно разделить на 3 группы:1. Диалектизмы, имеющие общие корни со словами литературного языка (34 слова): быстрина – быстрый, весновка – весна, жарёха – жарить, махалка – махать, мористый – море, окушок – окунь, свежак – свежий, старица – старый, сушка – сушить и др. В основном новые слова образуются суффиксальным способом словообразования (с помощью суффиксов -к-, -ин-, -ист-, -иц- и т.п.). Некоторые слова образованы от двух слов способом сложения: краснопёрка – красное перо, толстолобик – толстый лоб, черноспинка – чёрная спина.Наиболее распространёнными являются такие корни, как -красн- (красная, краснопёрка), -мор- (мористый, моряна), -черн- (черни, черноспинка). Возможно, корни, называющие цвета, используются чаще при образовании диалектных слов потому, что красный и чёрный (наряду с белым) являются наиболее распространёнными цветами.2. Диалектизмы, не имеющие общих корней со словами литературного языка (15 слов): берш, бабура, ерик, карамысик, кашкалдак, култук, чакан, чапура, чилим и др. Некоторые из этих слов являются заимствованными из других языков. Например, ерик, кашкалдак, култук – слова тюркского происхождения.3. Диалектизмы, которые отличаются от слов литературного языка значением (4 слова). В этой группе представлены слова, которые совпадают по форме со словами литературного языка, но отличаются от них значением. Они образованы с помощью метафоры (переноса по сходству).Рассмотрим примеры: двор – ‘большое чистое водное пространство среди зарослей камыша’ [Устная речь астраханцев 2008: 20]; рынок – ‘место расхождения двух рек’ [там же: 55]; сало – ‘плавающие в воде небольшие льдинки, сгустившийся снег’ [там же: 56]. Устная речь астраханцев.Астраханцы разных возрастов (в основном - старшего и среднего возраста ) являются носителями «нередуцированной» астраханской речи. Их речь и тексты - интереснейшие источники общекультурной информации об особенностях жизни, быта, традициях и т.п Устная речь астраханцев.Из словаря «Устная речь астраханцев: лексика, обороты речи, пословицы, тексты» АЙДА' [айда']. Пошли.*Айда домой, нагулялисьА'ЛЬЧИКИ [а'льчики]. Небольшие мосолки от скелета животного, чаще барана, которые мальчишки использовали в игре (играть в альчики).*Раньше мальчишки играли в альчики. У каждого эти альчики были или в тканевых мешочках, или в фуражках. Играющие по очереди били одним альчиком другой, и в зависимости от того, как падал альчик, один из играющих побеждал. В итоге победителем становился тот игрок, который выигрывал большее количество этих альчиков.АНГЛЕ'ЙКА [англе'йка]. Обычная английская булавка.*Пуговицу-то не пришила, ну хоть англейкой застегни, а то ветер надует в грудь.*Такая неаккуратная, может на улицу выйти, а пальто англейкой прихватит, и ей хоть бы что. ГА’ЧИ [га'чи]. (неодобрит.) Ноги.* Гачи убери свои: не пройти – не проехать! Не видно что ли, что теснота!ГОЛЛАНДКА [гала'нка]. 1. Печка, которую топили дровами, для обогрева жилища.* В войну мы с бабушкой дрова пилили в сарае. Я маленькая была, бабушка мне только за ручку пилы держать велела, а сама пилу двигала, потом кололи, чтоб голландку топить.2. Небольшая печь с котлом, находящаяся на улице. * Растопи голландку, чтоб нагреть воды. Я посуду помою. Сленговая речь подростков.  Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Однако в последнее время все больше распространяется среди подростков так называемая сленговая речь, которая губит красивую, правильную речь и приводит к безграмотности. Особенно это наблюдается в переписке подростков в различных сетях.     Игры со словом.1.  Игра «Вам пришло sms- сообщение»:«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське»  («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к  интернет - пейджеру  ICQ) Являясь носителями  школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился). Игры со словом.Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры) 2.   В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)3.     Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.). Орфоэпическая разминка.Спишите и поставьте ударение : Духовник Облегчить Рудник Принудить Коклюш Заиндеветь Мастерски Н. Якунин Завидный В. Кабанов Втридорога В. Яненков ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.Проверь себя: ДуховнИк ОблегчИть РуднИк ПринУдить КоклЮш ЗаиндевЕть МастерскИ Н. ЯкУнин ЗавИдный В. КабАнов ВтрИдорога В. Яненков Анкета для родителей.1. Фамилия, имя ребенка ___2. Дата рождения ___ ___Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование. 3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа, улица) ___4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? ___ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. Копылова Э. В. Диалектная и профессиональная лексика семантического поля «Рыбный промысел»: Учеб. пособие. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 93 [3] с.2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 с.3. Устная речь астраханцев: лексика, обороты речи, пословицы, тексты / Л.А. Баташёва, Э.В. Копылова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 99[1] с.4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов.5. Интернет-ресурсы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ