Выступление на семинаре учителей начальных классов на тему Мастер- класс. Рефлексия


Слонская Алла КонстантиновнаМастер-класс"Рефлексия" Тема: «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Цель мастер – класса : повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи мастер – класса :-знакомство с новой развивающей формой обучения - рефлексия и способами совершенствования педагогического мастерства, как одного из условий повышения качества и эффективности образования;-Дать представление о классификации рефлексии;Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса. - анализ приемов использования рефлексии в учебном процессе и внеурочной деятельности Притча«Cпор ветра с солнцем» Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад С.И. Ожегов Словарь Русского языка Рефлексия - это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Виды учебной рефлексии1. физическую (успел - не успел);2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);3. интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения (испытывал);4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).  Рефлексия бывает:а) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)б) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) :-В психологии различают несколько видов рефлексииКоммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Фразы из рефлексивного экрана:Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задание…Я понял,что…Меня удивило…Мне захотелось…Я попробую…Урок дал мне для жизни…Я смог… Рефлексия содержания учебного материалаЯ научился….Было интересно….Было трудно….Мои ощущения……Этот урок дал мне для жизни……Больше всего понравились задания ….Своей работой на уроке:Доволен….Не совсем доволен…. Я недоволен потому что… Синквейнпервая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. ОнаКрасивая, нежная.Ласкает, любит, заботится.Мой самый родной человек – Мамочка.ОсеньВесёлая, разноцветная.Украшает, восхищает, танцует.Красивое и яркое время года.Красавица! Рефлексия моей сегодня деятельности 1. Ваш мастер – класс мне не понравился 2. Неплохой вариант3. Очень интересный вариант.