Презентация Проблемно-диалоговое обучение на уроках истории


Проблемно-диалоговое обучение на уроках историиДабанова Л.Г., МБОУ Аларская СОШ Цель проблемно-диалогового обучения: развитие способностей к самореализации, к самостоятельному мышлению обучающихся.Задачи: творческое участие школьников в процессе освоения новых знаний; формирование познавательного интереса к историческому прошлому; творческого мышления через постановку и решение проблемных задач. Обучение через открытие!Это главный принцип проблемно-диалогового обучения, который реализуется как через содержание, так и в процессе обучения.Мотивация, осмысленность знаний, самоуважение, сотрудничество. Проблемная ситуация – создание условий для проявления познавательной активности школьников.Проблема – интеллектуальное затруднение, с которым столкнулся ученик. Необходимость решения проблемы или проблем побуждают активизацию интеллектуальных, личностных способностей обучающихся. Суть проблемного урока:Создание проблемной ситуации;Осознание проблемы;Выдвижение гипотез;Анализ гипотез и выдвижение главной гипотезы;Деятельность по решению проблемы. Технологические приемы создания проблемной ситуации на уроке:Побуждающий к теме диалог. Пример: сравнить исторические карты при изучении темы «Начало раздробленности на Руси»;Проблемы: причины дробления Руси, как проходил процесс дробления, какой временной отрезок занял, какие последствия имел;{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Соловьев С.М.Междоусобицы раздирали страну, несли многие и многие жертвы, великая держава слабела и разваливалась на части. ? Сравните карты и выведите проблему урока Технологические приемы создания проблемной ситуации:Сообщение темы с мотивирующим приемом. Прием «яркое пятно»:- сказки- легенды- отрывок из художественного произведения- картины, репродукции картин- случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни- фрагмент музыкального произведения. Рассмотрев репродукцию картины Сурикова, сформулируйте проблему урока Технологические приемы создания проблемной ситуации:Прием инцидента. Пример: Почему изменилось отношение либерального дворянства к Александру I ?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего…».                             Из «Записок» князя С.П. Трубецкого1816г. «Штабс – капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью».                                                                     Из воспоминаний современников (1820 – е гг.) Решение проблем обучающимися ФОРМЫ организации деятельности:- групповые- микрогрупповые ( в парах, тройках)- коллективные- межгрупповое взаимодействие- индивидуальные Создание образовательного продукта – осмысление познанияКластерыСравнительные таблицыТезисыРазвернутые планы темыСинквейныИнтеллект-картыТворческие работы: сочинения, письма от лица участников событий, эссе Интеллект-карты . Плюсы: Достоинства проблемно-диалогового обучения:Занятия с использованием проблемно-диалоговой технологии позволяют школьникам более осмысленно изучать исторический материл, выйти из роли наблюдателя и потребителя на уроке, создают условия для активного самостоятельного процесса познания и развития ключевых компетенций обучающихся.