Выступление на педагогическом совете Адаптация пятиклассников


Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Адаптация – приспособление к окружающим условиям. Переход из младшей школы в основную — важный момент в жизни школьника В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной. Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 10-11 лет происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление)"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин)познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущаяпроизвольность психических процессов, способность к саморегуляции учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний) некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе)проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 11-13 летУ подростка снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка:1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется Основные направления работы в период адаптации детей к основной школе На этапе перехода детей из начальной школы в основную решаются следующие задачи:создание условий для успешной адаптации детей в школе: формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.повышение уровня психологической готовности детей кобучению, познавательному развитию, общению;адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов. Особенности новой социальной ситуации пятиклассников Пятиклассникам необходимы навыки: общения и достойного поведения с одноклассниками и со старшеклассниками самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки самоподдержки; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Особенности новой социальной ситуации пятиклассниковумение осознавать требования учителя и соответствовать им;умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;вырабатывать навыки уверенного поведения; Сложности организационного и учебного характера Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. * у каждого учителя свой стиль общения с учащимися (для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" )* если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в основной школе Как ребенку выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Откуда берётся школьная тревожность? Тревожность – ответная реакция на стрессовую ситуацию.Повышенный уровень тревожности характерен для учащихся пятых классов. Проведённая диагностика через 2 – 3 месяца показывает значительное улучшение. Специалисты отмечают:Нормальная тревожность мобилизирует психическую деятельность, повышенная – оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальному обучению Ошибочным мнением педагогов основной школы является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения Важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение. НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины. Пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества машин и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЯМИ ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.нежелания выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.жалобы на те или иные события, связанные со школой.беспокойный сон.трудности утреннего пробуждения, вялость.постоянные жалобы на плохое самочувствие. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Психологическая диагностикаКонсультативная работа педагогов с родителямиМетодическая работаПрофилактическая работаКоррекционно-развивающая работаАналитическая работа НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫклассного руководителя РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РАБОТА С АКТИВОМ КЛАССА РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ- ПРЕДМЕТНИКАМИ УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛАХ ШКОЛЫ МЕРОПРИЯТИЯ В КЛАССЕ здоровье-сберегающая правовая умственная эстетическая трудовая нравственная Работа с детьми Польза релаксации.Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент необходимо остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя. Цели занятий:Укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;Приобретения уверенности в себе;Гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;Повышения работоспособности;Достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко. Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.Если на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации. Методика Филипса. Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями.Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:1.Общая тревожность в школе.2.Переживания социального стресса.3.Фрустрация потребности в достижении успеха.4.Страх самовыражения.5.Страх ситуации проверки знаний.6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.8.Проблемы и страхи в отношении с учителями. «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации.Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 предъявления:1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые не походят.2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отменить все походящие ответы.В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) – 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации: 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.20-24 балла - хорошая школьная мотивация.15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.1-14 баллов - низкая мотивация.Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся. (Текст данной методики в Приложении 1). ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Критериями эффективности работы по АДАПТАЦИИ пятиклассников выступают снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам. «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь»Л. Кьюби СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!