Презентация Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения


Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы Педагог-психолог Солодкая И.Б Центральным и специфическим новообразованием этого возраста является возникновение у ребенка чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Подросток стремится обрести себя как личность. Потребность в отчуждении от всех кто оказывал на ребенка влияние. Негативизм – стремление противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Эмоциональная нестабильность. Физиологические особенности подростка – рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма Психологические особенности пятиклассников Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. У подростка в стенах школы меняются приоритеты общения, он ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Способности подростка развиваются в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения подростка.Оценки для подростка играют важную роль,Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Результаты школьной мотивации учащихся в сравнении по годам Уровень 4 «Б» (20 чел.) 5 «Б»(21 чел) Высокий 15% (3 чел.) 24% (5 чел.) Средний 25%(5чел.) 33%(7 чел.) Ниже среднего 25% (5чел.) 33% (7чел.) Низкий уровень 35% (7 чел.) 5% (1 чел.) Дезадаптация 0% 5% (1 чел.) № Вопрос / класс 5-Б (21 чел)Да Трудно сказать Нет 1 Мне в школе нравится 12 9 0 2 В школе у меня хорошее настроение 11 8 3 3 Мне нравится когда отменяют уроки 8 7 6 4 Я хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий 5 9 7 5 Я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены 0 9 12 6 Я рассказываю о школе родителям 17 3 1 7 У меня в классе много друзей 18 3 0 8 Испытываю страх перед учителями 2 0 19 9 Мне нравятся мои одноклассники 19 2 0 Составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация: Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности.Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.Уверенность в себе.Потребность и возможность в самовыражении. Принятие и одобрение значимыми людьми. Актуализация творческой позиции.Осознание значимости происходящего для себя и других.Потребность в социальном признании.Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).  Социометрия «Любимцы» - 1 чел. «Предпочитаемые» –14чел. «Неоднозначные»- 2чел. «Терпимые» – 3 чел. «Нелюбимые» – 1 чел. «Гонимые»- 2 чел. Возникающие проблемы: Кабинетная система Много разных учителей Увеличение числа предметов Возросший объем работы на уроке и дома Причины дезадаптации Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелания выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Виды дезадаптации: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. «Современные дети не хотят учиться» . Как помочь? понять состояние ребенка выяснить причины этого спада и найти пути изменения ситуации Советы психолога Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек).Не наказывайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме. Спасибо за внимание!