Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе на тему: Нравственный выбор: честь и бесчестие. Система образов романа А.С.Пушкина Капитанская дочка


Открытый урок литературы в 8 классе на тему: « Нравственный выбор: честь и бесчестие. Система образов романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Подготовила учитель русского языка и литературы СОШ №1 г.Сертолово Ленинградской областиСоловьева Елена Владимировна А.С.Пушкин (1799 – 1837) А.С.Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские Горы Незабываемая экскурсия !Нас встретила пушкинская золотая осень!2 - 3 октября 2016 г.2.10.2016г. Михайловское.Уголок спокойствия и вдохновения! Петровское. Заветные тропинки А.С.Пушкина 8Б вспоминает любимые стихи А.С.Пушкина Государственная филармония Санкт-Петербургаспектакль «Недоросль»14.10.2016г.Спектакль «Капитанская дочка»26.10.2016г. Недоросль 14.10.2016г Мария Пугачев Гринев Спектакль «Капитанская дочка»26.10.2016г. Сцена отказа Марии от предложения Петра Гринева «без благословления родителей я не согласна» Тема урока «Нравственный выбор: честь и бесчестие. Система образов романаА.С.Пушкина «Капитанскаядочка» Цель: рассмотреть образы романа и проанализировать поступки героев с позиции нравственного выбора. Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть.Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества человека.Совесть — чувство нравственной ответственности перед людьми. Авдотья Васильевна Василиса Егоровна Андрей Петрович Иван Кузьмич Петр Гринев Мария мироноваСавельич ПалашкаБопре Зурин Швабрин урядник МаксимычАкулина Памфиловна Анна Власьевна Пугачев Екатерина II Емельян Пугачев в кругу своих соратников «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв – содрали бы всe десять», - отмечал историк М. Я Эйдельман. Вывод: - Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. - Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (Марина Цветаева) Семья Гриневых:Авдотья ВасильевнаАндрей Петрович.Родительское благословение:«Прощай , Петр. Служи верно, кому присягнешь;слушайся начальников; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» « А я не старый пес, а верный ваш слуга...»Верный холоп ваш Архип Савельев"Савельич — чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести", — писал Пушкину В. Ф. Одоевский Семья Мироновых:Василиса ЕгоровнаИван Кузьмич — «честные, благородные родители, высоконравственная семья; смелые и бесстрашные» Вывод: Безусловно, нравственность, честность, совестливость были заложены Петру Гриневу и Марии Мироновой в семьях, родителями.Обе семьи предстают перед нами высоконравственными, готовыми к самопожертвованию, любящими, храбрыми, достойными уважения и восхищения «Она была так чиста и бескорыстна, так отчаянна и смела». Вывод: Мы смело можем назвать Марию Миронову девушкой нравственной, искренне умеющей любить, готовой с достоинством пройти через все преграды на ее пути к заветной цели. Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Антитеза — риторическое противопоставление Критерии сравнения Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина 1. Внешность2. Характер3.Общественное положение4. Жизненная позиция5. Отношение к моральным ценностям6. Нравственность7. Отношение к Марии Мироновой8.Поведение на дуэли9. Поведение при взаимодействии с Пугачевым Вывод: - На примере романа Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и ее значениев жизни человека. - Честь нельзя отнять. С этим не справятся никакие Невзгоды, опасности и жизненные сложности. - Сила и достоинство человека заключаются именно в его чести. - Людьми чести мы назвали семьи Гриневых и Мироновых, Савельича, Петра Гринева, Марию Миронову. - Сложным и противоречивым мы увидели образ Пугачева - Большую неприязнь вызвал образ Швабрина. Это пример Безнравственности, отсутствия человеческого Достоинства, бесчестия Оцени себя!«Я на уроке» АБВГДЕА — абсолютный ноль (1-3 б.)Б - более-менее участвовал (4-5 б.)В - воодушевился (6-7 б.)Г — гораздо ближе к вершине (8-9 б.)Д — достиг (10 б.)Е - есть! (11-12 б.) Домашнее задание:1. на «5» - письменное размышление о дальнейшей судьбе Петра Андреевича Гринева.2. на «5» - сочинение-миниатюра: письмо понравившемуся герою.3. на «4» - ответить на вопросы 3, 7 стр. 217 учебника В. И. Коровина Берегите честь смолоду!