Презентация к уроку литературы в 6 классе по творчеству М. Ю. Лермонтова Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Три пальмы.


М. ю. лермонтов«три пальмы»Автор: Зимнович Н. В.МБОУ «Школа № 29Нижний Новгород Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы". Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», — писал он. В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть. Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков». «Три пальмы» Михаил Лермонтов(Восточное сказание)В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной,Хранимый, под сенью зеленых листов,От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли;Но странник усталый из чуждой землиПылающей грудью ко влаге студенойЕще не склонялся под кущей зеленой,И стали уж сохнуть от знойных лучейРоскошные листья и звучный ручей.И стали три пальмы на бога роптать:«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?Без пользы в пустыне росли и цвели мы,Колеблемы вихрем и зноем палимы,Ничей благосклонный не радуя взор?..Не прав твой, о небо, святой приговор!» И только замолкли — в дали голубойСтолбом уж крутился песок золотой,Звонком раздавались нестройные звуки,Пестрели коврами покрытые вьюки,И шел, колыхаясь, как в море челнок,Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбовУзорные полы походных шатров;Их смуглые ручки порой подымали,И черные очи оттуда сверкали…И, стан худощавый к луке наклоня,Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой,И прыгал, как барс, пораженный стрелой;И белой одежды красивые складкиПо плечам фариса вились в беспорядке;И с криком и свистом несясь по песку,Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван:В тени их веселый раскинулся стан.Кувшины звуча налилися водою,И, гордо кивая махровой главою,Приветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал,По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сорвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медленно жгли до утра их огнем. Когда же на запад умчался туман,Урочный свой путь совершал караван;И следом печальный на почве бесплоднойВиднелся лишь пепел седой и холодный;И солнце остатки сухие дожгло,А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом —Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно пророка о тени он просит —Его лишь песок раскаленный заноситДа коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним. И ныне все дико и пусто кругом —Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно пророка о тени он просит —Его лишь песок раскаленный заноситДа коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним.Вьюк – ноша, поклажа, уложенная на верблюда;Урочный путь – определенный, условленный путь;Пророк – истолкователь воли Бога;Роптать- возмущаться, выражать недовольство;Фарис – всадник;Оазис –место среди пустыни у источника, покрытое растительностью.Словарь Беседа с учащимися по вопросам. 1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.) 3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).



Композиция стихотворения:Жизнь гордых пальм в пустыне.Обращение пальм к Богу.Появление каравана.Пальмы приветствуют гостей.Гибель пальм.«Все дико и пусто кругом…»


АнтитезаПротивопоставление жизни и смерти пальмМир рисуется во всей противоречивостиОлицетворение«Стали три пальмы на Бога роптать…»Одушевление природы.СравнениеКараван ,как челнокРисуются яркие образы МетафораСумрак на землю упалРисуется яркая образная картинаАллитерацияПо корням упругим топор застучал…»Помогает услышать звук «тюкающего» топора, треск дереваЭпитетГордые пальмы, роскошные листьяРисуется яркая красочная картинаСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИАнтитезаПротивопоставление жизни и смерти пальмМир рисуется во всей противоречивостиОлицетворение«Стали три пальмы на Бога роптать…»Одушевление природы.СравнениеКараван , как челнокРисуются яркие образы МетафораСумрак на землю упалРисуется яркая образная картинаАллитерацияПо корням упругим топор застучал…»Помогает услышать звук «тюкающего» топора, треск дереваЭпитетГордые пальмы, роскошные листьяРисуется яркая красочная картина Изобразительные средства.Лексика движения каравана:Араб горячил вороного коня…Конь на дыбы подымался порой…С криком и свистом несясь по песку,Бросал и ловил он копьё на скаку.


ЭпитетыГордые пальмыМахровые главыПепел седой и холодныйПесчаные степиБесплодные почвыЧуждая земляНежданные гостиВороной конь



ОлицетворенияПриветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро поит их студёный ручей…Когда же на запад умчался туман…Не шепчутся листья с гремучим ключом…Сумрак на землю упал…


АнтитезаПочва бесплодная – пальмы растут высокоВода холодная – лучи знойныеПылающая грудь – влага студёная

СравненияИ прыгал, как барс, поражённый стрелой…И шёл, колыхаясь, как в море челнок…
Парная рифмаКогда же на запад умчался туман, аУрочный свой путь продолжал караван, аИ следом печальным на почве бесплодной бВиднелся лишь пепел седой и холодный, бИ солнце остатки сухие дожгло, вА ветром их в степи потом разнесло. в Ри́фма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончани двух или нескольких слов. Существует три основных типа рифмовки: 1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:Пружина чести — наш кумир,И вот на чем вертится мир2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье.Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы,Как в эти каторжные норыДоходит мой свободный глас. 


Трёхсложный амфибрахийВ песчаных – степях а – равийской – землиТри горды – е пальмы – высоко - росли Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.- ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,Не с го́р побежа́ли ручьи́ -Моро́з-воево́да дозо́ромОбхо́дит владе́нья свои́. (Н. А. Некрасов)





Причины гибели пальм:Пальмам не суждено было постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. В.И.Коровин: «Между людьми и природой разорваны глубокие внутренние связи. Виноват в этом сам человек, который преследует свои сиюминутные корыстные цели».

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им. Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом. Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей. Итог урока. - Ответим на главные вопросы урока:- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных. 1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми?(Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным). 3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).




Домашнее задание:Уметь ответить на вопрос: «Что такое притча, сказание?»2. Какие художественные средства использовал поэт?3. О чём это стихотворение? Какие проблемы в нём отражены? А сейчас эти проблемы актуальны?4. Выучить наизусть стихотворение или понравившийся отрывок из него. Источники информации:http://www.gramota.ru/ http://pishi-stihi.r/http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/04http://www.myshared.ru/slide/624707/u/images/search?text=три пальмы презентации&stypehttp://www.litra.ru/composition/get/coid/00737201306300563863/yandex.ru/images›три пальмы презентации Спасибо всем, кто выкладываетсвой материал в ИНТЕРНЕТ,позволяя использовать егово благо!!!Пользуйтесь моей презентацией,улучшайте, дополняйте её.Я буду этому очень рада.С уважением, Зимнович НадеждаВалериановна.