Презентация дипломной работы по теме Обучение решению задач учащихся 2 класса в условиях формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике


Министерство образования и науки Республики КазахстанСеверо-Казахстанский государственный университет им. М. КозыбаеваШакибаева А.Е.Обучение решению задач учащихся 2 класса в условиях формирования функциональной грамотности в процессе обучения математикеДИПЛОМНАЯ РАБОТА специальность 5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения» Петропавловск, 2015 Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы «Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде»«Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана»Послание Президента РКот 27 января 2012 года «МАТЕМАТИКА-ОНА УМв порядок приводит»ЛОМОНОСОВ М.В ????????? между необходимостью усвоения умений решать задачинедостаточным уровнем их сформированности у учащихся 2 классаПРОТИВОРЕЧИЕзаключается в недостаточном уровне сформированности умений решать задачи учащимися 2 класса в процессе обучения математикеПРОБЛЕМА Цена Кол-во Стоимостьтг/шт. шт. тг Цель нашего исследования:обоснование влияния задач функциональной направленностина повышение уровней усвоения умений решать задачи учащимися 2 класса. Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 2 класса.Предмет исследования: процесс обучения решению задач в условиях функциональной грамотности на уроках математики во 2 классе. Гипотеза:если на уроках математики использовать подобранные и разработанные задачи функциональной направленности, то это повысит уровни усвоения умений решать задачи, так как эти задачи помогают учащимся увидеть необходимость применения полученных знаний на практике. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать базовые понятия «функциональная грамотность», «задача», «задача функциональной направленности». 2. Проанализировать состояние теории и практики обучения решению задач на уроках математики во 2 классе.3. Подобрать и разработать задачи функциональной направленности при обучении математике для учащихся 2 класса.4. Установить влияние подобранных и разработанных задач функциональной направленности на уровни сформированности умений решать задачи учащимися 2 класса. В нашей работе мы использовали следующие методы:анализ базовых понятий, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности учащихся. Новизна исследования:обосновано положительное влияние подобранных и разработанных задач функциональной направленности на уровни усвоения умений решать задачи учащимися 2 класса в процессе обучения математике.Практическая значимость:использование подобранных и разработанных задач функциональной направленности для учащихся 2 класса, будет способствовать повышению уровней усвоения умений решать задачи. База исследования:2 «А» класс ГУ школа-лицей «Дарын» г. Петропавловска (экспериментальный)2 «Б» класс ГУ школа-лицей«Дарын» г. Петропавловска (контрольный) Олешков М.Ю. определяет функциональную грамотность как степень образованности, которая характеризуется возможностью применять обычные жизненные задачи в разных сферах жизнедеятельности на базе в большей степени прикладных познаний.В трактовке Терешина Н.А. под задачей функциональной направленности понимается задача, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с её использованием в быту. Математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нём условие, т.е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование, т.е. указание на то, что нужно найти с помощью арифметических действий. Процентное отношение уроков математики с применением задач функциональной направленности и уроков без задач функциональной направленности, опубликованных в журнале «Начальная школа» Процентное отношение задач функциональной направленности и остальных задач представленных в учебнике «Математика» для 2 класса /А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева. –Алматы: Алматыкітап баспасы, 2013.-232с.:ил АнкетаНужное подчеркните или запишите ответ.Мой стаж работы учителем начальных классов __________Школа городская/сельская, район _____________________________________1.Использование Вами задач функциональной направленности на уроке математики проводится- очень часто; - часто; - не очень часто; - изредка; - никогда.2. С какой целью Вы используете задачи функциональной направленности на уроках математики? - с целью активизации познавательной потребности учащихся;- с целью более качественного усвоения знаний;с целью развития логического мышления учащихся._______________________________________________________________3. Как Вы оцениваете эффективность использования задач функциональной направленности на уроках математики? - очень высоко; - высоко; - не очень высоко; - низко; - никак.4. Приведите примеры этапов урока математики, на которых Вы использовали задачи функциональной направленности последний раз_______________________________________________________________5. Как Вы оцениваете отношение детей к урокам математики с использованием задач функциональной направленности? На этих уроках дети работают: - очень хорошо; - хорошо; - не очень хорошо; - детям все равно. Благодарим за помощь! г. Петропавловск 7 районов Северо-Казахстанской области 1 этап – констатирующий этап2 февраля 2015 года;2 этап – формирующий этап15 апреля 2015 года;3 этап – контрольный этап 15 мая 2015 года. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 1 этап- констатирующийДля выявления уровней усвоения умений решать задачи у учащихся 2 «А» (экспериментального) класса и 2 «Б» (контрольного) класса была проведена контрольная работа на тему «Текстовые задачи». Контрольная работа №11 вариантРеши задачу. Участок прямоугольной формы огородили забором. Сколько метров забора понадобится, если длина участка 5 м, а ширина 4 м?2. Реши задачу разными способами.У Зауреш было 45 тг. Мама дала ей ещё 30 тг. Зауреш купила пирожок за 20 тг. Сколько тенге осталось у Зауреш?3. Реши задачу. Составь обратные задачи. Цена тетради в клетку 12 тг/шт., а общей – 65 тг/шт. Катя купила по одной тетради. Какова стоимость всей покупки Кати?4. Начерти чертёж и реши задачу.Когда Руслан отрезал от рулона 20 м ткани, в нём осталось ещё 40 м. Сколько метров ткани было в рулоне? 1 этап- констатирующийэкспериментальныйконтрольный 2 этап – формирующийЦелью формирующего этапа стало – внедрение подобранных и разработанных задач функциональной направленности на уроках математики у учащихся 2 классов. У Артёма было 100 тг. Он купил ручку за 25 тг/шт. и линейку за 30 тг/шт. Сколько тенге осталось у Артёма?Тема: Решение обратных задач В комнате квадратной формы прибили плинтус. Длина стены 3 м. Сколько метров плинтуса понадобилось? Тема: Периметр прямоугольника и квадрата Тема: Решение задач Когда Азат от рулона отрезал 30 м материи, в нём осталось ещё 70 м. Сколько метров ткани было в рулоне? Было 24 листа бумаги синего цвета и 31 лист бумаги красного цвета. Для изготовления аппликации использовали 10 листов. Сколько листов бумаги осталось? Тема: Закрепление изученного материала     Тема: Закрепление изученного материала{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Цена (тг/шт.)Количество (шт.)Стоимость (тг) 70 м 40 м 15 м ? 3 этап – контрольныйЦелью данного этапа является установление влияния подобранных и разработанных задач функциональной направленности на уровни сформированности умений решать задачи у учащихся 2 класса. Контрольная работа №21 вариант 1. Реши задачу. Участок прямоугольной формы огородили забором. Сколько метров забора понадобится, если длина участка 6 м, а ширина 3 м? 2. Реши задачу разными способами. У Айгуль было 55 тг. Мама дала ей ещё 40 тг. Айгуль купила пирожок за 35 тг. Сколько тенге осталось у Айгуль? 3. Реши задачу. Составь обратные задачи. Анна купила тетрадь в клетку за 15 тг/шт. и общую тетрадь за 75 тг/шт. Какова стоимость всей покупки Анны? 4. Начерти чертёж и реши задачу. Когда Серёжа отрезал от рулона 30 м ткани, в нём осталось ещё 50 м. Сколько метров ткани было в рулоне? Число учащихся в экспериментальном 2 «А» классе на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы Число учащихся в контрольном 2 «Б» классе на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы Число второклассников в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы