Презентация По ОКМ на тему Древние храмы России.


древние храмы россииВыполнила:Краснощёк Елена Николаевнаучитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» Среди самых известных храмов России одно из почетных мест занимает скромная и небольшая церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого, он в юности был назван Боголюбским за присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к церковным службам. От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава - в память о нем.По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили сами побежденные волжские булгары. Расположение церкви Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму указал именно сам князь Андрей Боголюбский. Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется белокаменная церковь. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами. И среди этой русской одухотворенной красоты, - на возвышенности, - нежный силуэт древней церкви.Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, и специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к стенам. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. Не все фрески сохранились. Древняя живопись постоянно подвергалась каким-то обновлениям. Но тем не менее, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его неизвестные - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным. Возможно, потому эта "поэзия в камне" стала своеобразным символом России. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесён в Список Всемирного наследия. Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.   Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня -пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.  Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.      В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.  Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата -уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.     В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром. В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.