Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения


Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения Музафарова Куляш Молдабаевна,учитель начальных классов МОУ «СОШ № 43» г. Магнитогорска Самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своей развития, сам определяет конечный результат.С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом Что же такое критическое мышление Умение прогнозировать ситуацию;Наблюдать;Обобщать;Сравнивать;Выдвигать гипотезы и устанавливать связи;Рассуждать по аналогии и выявлять причины;Предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов; Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует стадиям урока:Подготовительный — стадия вызова;Восприятие нового — смысловая стадия;Присвоение информации — стадия рефлексии. Первая стадия – вызов Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания  по данной теме или проблеме;2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности;побудить ученика к активной работе на уроке и дома.Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию;2) осмыслить её;3) соотнести с уже имеющимися знаниямиНа данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Вторая стадия – осмысление. Третья стадия – рефлексия ( размышление) Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации;2) присвоение нового знания, новой информации учеником;3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе Прием «Чтение - суммирование в парах» Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали, чем дополнило представление детей каждое из произведений. Интересный прием - «Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепленияДети самостоятельно составляют таблицу, что знали, что узнали нового и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературойЕще один творческий прием «Верите ли вы, что…»Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. * Прием «Уголки» Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Прием «Написание творческих работ» Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу. В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения. Прием «Синквейн» 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Правила написания синквейна: Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения — сжатое обобщение полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. Синквейны моих учеников из уроков Литературного чтения Гайнуллин Анвар Шеметова Арина Тим Собакин «Игра в птиц» Т.Пономорева»Лето в чайнике»1.Девочка 1. Божья коровка2.Маленькая, любопытная 2. Красная, округлая3.Летят, размахивает, посмотрела 3. Решила, устроилась, исчезла4.Папа, у тебя же получилось! 4. На дне сидела божья коровка.5.Дочь 5. НасекомоеБахтина Дарья Соснова НадеждаА.Куприн»Слон» Т.Пономарева «Автобус»1.Слон 1. Автобус2. Громадный, неповоротливый 2. Бездомный, старый3.Ходит, переворачивает, садится 3.Заглядывает, кинулся, потерялся4.Слон садится за стол. 4. Просим вернуть за вознаграждение5. Артист цирка 5. Игрушка Синквейны моих учеников на тему «Новый год»( работы опубликованы в новогоднем номере школьной газеты «С — путник» выпуск №26, декабрь 2015г) Бунин Ярослав1. Новый год2.Веселый, праздничный3.Встречать, запускать, слушать4.Мы запустили праздничный салют Хайдаршина Дарья1.Ёлка2.Яркая, пышная3.Наступает, дарят, водят4.Дети водят большой хоровод.5.Гирлянды Варкентин Антон1. Снеговик2.Веселый, снежный3.Красуется, стоит, смотрит4.Наш снеговик красивее всех.5.Фантазия Домачевский Антон1.Ёлка2.Зеленая, высокая3. Стоит, растет, встречает4.Под елочкой лежит подарок.5.Радость Синквейны моих учеников на тему «Новый год»( работы опубликованы в новогоднем номере школьной газеты «С — путник» выпуск №26, декабрь 2015г) Бородулина Виктория1.Новый год2.Красивый, волшебный3.Повесили, нарядили,, устроили4.Как хороша зимой елка!5. Шарики Долгушин Артем1.Новый год2.Веселый, праздничный3.Радует, веселит, дарит4. Мы встречаем Новый год!5.Настроение Пашков Данил1.Ёлка2.Красивая большая3.Поставили, повесили, светится4.Ёлка светится разноцветными шарами.2.Зимнее дерево Давыдова Людмила1.Новый год2.Зимний, радостный3.Стоит, идет, радует4.Дед Мороз дарит подарки.5.Праздник Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1.Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. 4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Последовательность действий проста и логична “Наберись смелости – сделай попытку!