Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования Проект «Формирование коммуникативных учебных действий обучающихся при осмыслении текста и его интерпретации как одна из составляющих гимназического образования» является актуальным в системе работы Гимназии Цель: создание условий по формированию коммуникативных универсальных действий обучающихся при работе над осмыслением текста и его интерпретацией Задачи 1) изучение и анализ справочной, методической литературы по данной тематике; 2) поиск эффективных форм и методов формирования коммуникативных компетенций при работе с текстом;3) разработка и внедрение в учебную деятельность системы заданий, направленных на формирование коммуникативных компетенций;4) апробация диагностик по определению уровня сформированности коммуникативной компетенции. Объект исследования коммуникативные универсальные учебные действия. Предмет исследования методические практики по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при осмыслении текста Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;разрешение конфликтов;управление поведением партнера;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;умение строить монологическое высказывание; владение диалогической формой коммуникации;адекватное восприятие и передача информации в заданном формате. Текст один из важнейших видов языковой коммуникации Способы понимания самостоятельная выработка смысловой версии, позволяющей «схватить» текст как целое;понимание логической структуры текста;понимание авторской позиции;нахождение выхода из ситуации непонимания;углубление собственного понимания за счёт участия в диалоге, полилоге, дискуссии со сверстниками. Приемы развития коммуникативных способностей составление диалога;анализ текста;устные пересказы и рассказы;словесное иллюстрирование;создание речевых ситуаций;инсценирование;дискуссии;коллизии. Приёмы осмысления текста моделирование структуры ;редактирование своего текста;составление текстов различных типов;передача сюжета в диалогической форме;пересказ, близкий к тексту или сжатый;составление рассказа по аналогии с прочитанным;работа с заголовком. Технология продуктивного чтения I этап. Работа с текстом до чтения.II этап. Работа с текстом во время чтения.III этап. Работа с текстом после чтения. Используются:материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  презентации, имеющиеся на образовательных сайтах РезультативностьБыстрочтение Норма чтения 1 класс2011-2012г.(количество обучающихся) 2 класс2012-2013г.(количество обучающихся) 3 класс2013-2014г (количество обучающихся) 4 класс2014-2015г. (1четверть)(количество обучающихся) Выше нормы 7 9 9 12 Норма 10 10 11 9 Ниже нормы 8 6 5 3 Коммуникативные универсальныеучебные действия,отражающие умения работать с текстом 2011/121класс (конец года) 2012/132 класс(конецгода) 2013/143класс(конецгода) - вопринимать текст с учётом поставленной задачи,находить в тексте информацию, необходимую для её решения 32% 48% 68% - сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче 28% 40% 68% - анализировать и исправлятьдеформированныйтекст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения 32% 48% 68% - составлять план текста: делить егона смысловые части,озаглавливать каждую; пересказыватьпо плану. 30% 48% 60% - описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка 20% 48% 55% - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его определённому классу (виду) 15% 44% 65% - характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации 32% 52% 60% - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства 32% 44% 60% Качество знаний 2 класс2011-2013г. 3 класс2013-2014г. 4 класс (1 четверть)2014-2015г обученность 100% 100% 100% качество 64% 68% 72% Наши достижения Юров Максим I место на городской олимпиаде по русскому языку «Юниор-2011» Макарова Дарья II место на школьном уровне «Русский медвежонок» Назаргулов Рустам I место на школьном уровне «Кенгуру» Клепинин Игорь I место на школьном уровне «Инфознайка» Ляпитова Полина III место на школьном уровне «Человек и природа»II место на школьной олимпиаде по окружающему миру Макарова Дарья Диплом I степени на федеральном уровне «Золотое руно» Пузынина Софья II место на школьной олимпиаде по литературе Бугайченко Елизавета I место в школьной научно-практической конференции, проект «Старорусские единицы измерения длины» Результаты высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; прочное и неформальное усвоение знаний;повышение результативности обучения; умение создавать гимназистами исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. О чем произведение?(одно слово) Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия(три слова) Главные события (четыре слова) Главные герои, какие они?(пять слов) Ваша реклама, рекомендация книги(восемь слов) О чем произведение?(семь слов) Ваши чувства (шесть слов) Таблица Шульте Круг символов