Презентация на тему Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания


Технология развития критического мышленияна уроках истории и обществознания Рубцова Юлия СергеевнаУчитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 13 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи. Технология развития критического мышления - это целостная система разнообразных приемов, которая формирует навыки работы с информацией. Авторы технологии – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Крут Мередит. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;Возрастание мыслительных возможностей учащихся.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;Развитие умения анализировать полученную информацию и работать с ней. Вызов  Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)  Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания  Информацион-ная (получение новой информации по теме)  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)  Информационная (приобретение нового знания)  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса) Технология критического мышления Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество» Методы и приемы работы с текстами: «Кластер» - способ графической организации материала, отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Важно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТАБЛИЦА "Тонкие и толстые вопросы"    Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на фазе урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Толстые ? Тонкие ?    Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ?    Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...? «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Используется как для чтения, так и для прослушивания лекции ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ «З» знаемМировая война – война, в которой принимает участие много странПервую мировую войну начала ГерманияПервая мировая война велась за колонииРоссия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнатьГероев Первой мировой войныОсновные события Первой мировой войныКакое оружие применялось в годы Первой мировой войныКто победил в войне «У» узналиАнтонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от БрусиловаЛетчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погибВ Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор КорниловБрусиловский прорывВерденская мясорубкаБитва на МарнеЮтландский морской бойВ 1915 г. Германия впервые применила химическое оружиеНачали применяться танкиРоссия вышла из войны из-за революцииВ войне победили страны Антанты I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «» – уже зналS – system системная разметка «+» – новоеE – effective для эффективного «–» – думал иначеR – reading чтения и «?» – есть вопросыT – thinking размышления ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоеваниеКолония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары Проблема Выводы: Причина Факты ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ  «Т-образная таблица»способствует развитию критического мышления ЗА ПРОТИВ ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Сильные стороныstrengths Слабые стороныweaknesses УгрозыThreats Возможности Opportunities Тема/понятие/факт ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ эффективное распределение ресурсов;стимулирует НТП;создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность создает социальное неравенство;не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможнысоциальные потрясения в обществе;Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья,товаров и т.п.;- многообразие форм собственности;- свободная конкуренция;использование наиболее эффективных технологий;самостоятельность производителей Рыночная экономика ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проектаОригинальная работа, все понятно и интересноМы занимались творчествомПонравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментовНемного шумно, не все группы старались на 100%Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 разРабота в группе. И смотреть на работу других людей.Ой, вы не поверите все РЕФЛЕКСИЯ» R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?) - F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли. RAFT-технология. Урок истории в 6 классе “Главные политические центры Руси”.Цель: формирование представлений учащихся об особенностях развития наиболее крупных княжеских образований; показать, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель проявлялись различные тенденции, свидетельствующие о начале формирования трех типов государственности.Класс делится на 3 группы, согласно главным политическим центрам Руси.В каждой группе ребята выбирают, какую роль они представят. Учитель направляет и предлагает варианты (корреспондент, ученый, журналист, путешественник, житель, летописец, другое...)После того, как роли распределены, учитель поясняет, что во всех княжествах должны быть представлены природно-географические условия, основные занятии населения, кому принадлежит власть и отношение человека к ней и культура. 1 строка – тема или предмет2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка – фраза 5 строка – «смысловой синоним» РЕФЛЕКСИЯ» находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: Подведем итоги 1. Вишнякова Е.Е. Заинтересовать чтением. Библиотека в школе. №16, 2005.2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. –СПб: «Альянс «Дельта», 2003.3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб:«Альянс «Дельта», 2003.4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. –М.: Просвещение, 2004.5. Открытая образовательная жизнь… Сборник избранных работ зав.каф. ООТ МИООв 2002-06 гг., к.п.н., доцента Прокофьевой Людмилы Борисовны, М., МИОО, 2007.6. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей:Рождение мастера. – М., 2000.7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000 – (Сер. «Мастерапсихологии»).8. Хачатрян Э.В. Применение технологии развития критического мышления вобразовательных учреждениях. Методическое пособие. М.: АПО, 2011.