Создание ситуации успеха на уроке — первостепенное условие становления личности человека


Создание ситуации успеха на уроке - первостепенное условие становления личности человекаПодготовила: учитель математики МБОУ «СШ№15» г.Евпатории Жукова С.В.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Януш Корчак) Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду, к себе.Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Действия педагога на уроке ( творческая работа)
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ ( творческая работа)1. Останавливаем внимание на негативном 2. Улыбка, добрый взгляд 3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому 4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …) 5. Сравнение одного ребёнка с другим 6. Отмечает персональную исключительность 7. Аргументирует надобность действий 8. Учит алгоритму действий 9. Оценка действий ученика с акцентом на детали 10. Учитель много говорит за детей 11. Выражает недовольство учеником, группой учеников 12. Верит в способность ученика 13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований Я чувствую себя уверенным, когда учитель ...- 75% - поддерживает меня, помогает мне;- 60 % - улыбается мне и говорит что-то приятное;- 39% - мне всегда приятно, когда учитель хвалит меня.Я чувствую себя неуверенно, когда учитель… 78% - кричит на меня; 36% - строго смотрит на меня; 52% - учитель не справедлив.Ребенку необходимо, чтобы его:-понимали;-любили;-признавали;-уважали.Может возникнуть негативное эмоциональное состояние:-страх;-боль;-обида;- агрессия.
Необходимость создания успеха в учебной деятельности школьников: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается» К.Д.Ушинский Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. У - успехР - радостьО - одаренностьК - компетентность
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? - Успех начинается с признания детьми права учителя учить. - Возможно, с необычного начала урока. - С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. - С предвкушения необычности, способности учителя удивлять. Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм: 1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты. 2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. 3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. 4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения. 5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!» 6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты). 7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы. Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха: 1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы  юмора при общении. 2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам. 3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки. 4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность». 5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику. 6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали. 7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение8. Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте  угрозы. 9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и  частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу. Приемы создания ситуаций успехаЭмоциональные поглаживанияПрием «Даю шанс»Прием « Эмоциональный всплеск», или « ты так высоко взлетел»Прием « Обмен ролями»Прием» Заражение»Прием « Отсроченная отметка»Прием « Умышленная ошибка»Прием « Линия горизонта»ФизкультминуткиДифференцированное обучениеИндивидуальная работа с детьми Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность создания ситуации успеха, проживания ребенком  счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть успешным и счастливым. В.А.Сухомлинский писал:«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». У тебя всё получится!Я тебе помогу!Я рада за тебя!Сделаем это вместе.Уже гораздо лучше.Теперь ничего тебя не остановит.Я всегда верила в тебя.Это твоя победа!
Ты сейчас на правильном пути.Прекрасно!У тебя это получилось.Правильно.Это хорошо.Супер!Я горжусь тем, как ты работаешь.Ты делаешь это очень хорошо.Это намного лучше.Хорошая работа.Я рада видеть эту работу.Ты близок к истине.Мои поздравления.Это то, что надо.Я знала, что ты сможешь это сделать.Ты быстро учишься.Работая также, ты добьешься высоких результатов.Я не смогла бы сделать лучше.Это правильный путь.С каждым уроком у тебя получается лучше.Это хороший способ.Ты ничего не потерял.Так держать!Превосходно!Теперь ничего тебя не остановит.Отлично!Это была прекрасная работа.Чудесно.Твой мозг поработал на славу.Ты достигнешь успеха.Твоя правда.Невероятно!Мне нравится ход твоих мыслей.Я горжусь тобой.Очень приятно учить таких умных детей.Молодчина!Полный порядок.Это уже успех.Серьёзный прорыв.Это твоя победа.Теперь ты чувствуешь свои возможности.Ты настоящий мастер.Грандиозно!Не могу передать своё восхищение.Я всегда верила в тебя.Невероятно.Ты очень способный.Сегодня ты работал лучше, чем вчера.Я верила в тебя.Ты так высоко взлетел. 50 способов похвалить Спасибо за внимание