Презентация к вебинару «Учет психологических особенностей учеников при проведении урока»


Презентация на тему «Учет психологических особенностей учеников при проведении урока»Руководитель Ткаченко Ирина Владимировна МОУСОШ №8 Введение: Успешное проведение урока, усвоение материала и психологический комфорт на уроке заслуга учителя. Грамотный педагог при подготовке подачи учебного материала учитывает не только умственные возможности учеников, уровень знаний, но и их психологические особенности, интересы учащихся. Цели:повысить уровень знаний, навыков, умений с учетом индивидуальных особенностей ученика;помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности. Задачи:Повысить эффективность обучения;Раскрыть индивидуальные особенности ученика;Создать благоприятную обстановку на уроке;Помочь в усвоении учебного материала;Выявить неблагоприятные учебные ситуации;Наметить пути преодоления трудностей. Существует 2 типа учениковС сильной и лабильной нервной системойСо слабой и инертной нервной системой Разные формы учебной деятельности, в какой то степени неблагоприятны для индивидов с разной выраженностью силы и лабильности нервной системы. Проявления силы - слабости нервной системы выражаются в показателях работоспособности человека, т.е. в умении в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение; в показателях, отражающих способность человека выдерживать действие сверхсильного раздражителя; Проявления лабильности - инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности. Учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой:длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки;ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой;работа в шумной неспокойной обстановке;ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. У инертных учащихся особое затруднение возникает в ситуациях, когда:учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращённых к классу;время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работ на другой; В выше перечисленных ситуациях у учащихся:с сильной и лабильной нервной системой Слабые и инертные Требования соответствуют их нейрофизиологическим особенностям и их привычным, естественным проявлениямдействуют сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку динамические особенности их нервной системы, с одной стороны, и динамические характеристики построения учебных ситуаций, с другой, вступают в противоречие друг с другой. Для облегчения учебной деятельности учеников со слабой инертной нервной системой преподаватель пользуется приемами: не ставит слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку. В работе с инертными учениками - внимание на следующие моменты:не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях;не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома. Но наиболее эффективный путь воспитания состоит в том, чтобы помочь самому учащемуся найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования. Если мы будем учить детей сегодня так , как учили вчера мы украдем у них завтра.Джон Дьюи