Презентация на тему Учет индивидуальных психологических особенностей дошкольников в процессе воспитания


Учет индивидуальных психологических особенностейдошкольников в процессе воспитанияКонсультация для родителей Психолого-педагогическое сопровождение детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях дошкольного учрежения оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества.Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром,  окружающими людьми и с самим собой.В чем заключается специфика психологического сопровождения? предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализацииразвитие психолого-педагогической компетентности  детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ.Каковы задачи психологического сопровождения?  диагностическое;консультационное;развивающее;коррекционное.Психологическое сопровождение детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.Какие направления включает психологическое сопровождение детей? Диагностика направлена на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей, их интересов и склонностей.Каковы особенности проектирования ведущих направлений психологического сопровождения? Психологическая диагностика должна опираться на следующие принципы:-комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;­анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;­оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.Диагностическое направление Основной смысл  развивающей  работы с детьми – это  раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей психологической коррекционно-развивающей работы с детьми должны быть направлены на:формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;развитие коммуникативных навыков;снижение уровня  тревожности;формирование адекватной самооценки;обучение методам релаксации и визуализации.Развивающее и коррекционное направление работы. Личностно – ориентированное воспитание – это взаимодействие, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.Личностно – ориентированное воспитание Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому  личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.Предпосылками личностно-ориентированного воспитания Важным аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д. Аспекты личностного воспитания Поведенческая реакция Психологические мотивыНарочитое непослушание Я хочу быть в центре вниманияЭгоистические проявления Все на свете начинается с меняПроказы Я жду эмоциональных впечатленийУпрямство Я требую независимостиКапризы Я устал от избытка наказаний обязанностейЗамкнутость Не оставляйте меня одногоАгрессия Я ищу способ самозащиты Пассивность Я не уверен, что я хороший, что у меня все получитсяПричины возникновения аффективных реакций Поведенческая реакция Психологические мотивыАморальное поведение Я копирую поведениеЕрничанье Я хочу быть в центре вниманияНеусидчивость В мире так много интересногоОбидчивость Сигнал о нелюбви ко мнеНеорганизованность Я хочу все успетьЖалобы Я хочу справедливостиЛень Я скучаю, когда мне не интересноНевнимательность Я обращаю внимание лишь на значимое и близкое мнеСкука Я ожидаю новых эмоцийСуетливость Я даю выход энергииЧрезмерная усидчивость Я могу подолгу заниматься любимым деломНеустойчивость моральных норм Я хочу попробовать всеПричины возникновения аффективных реакций 1.     Помните, что запреты и повышения голоса  - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность ребенка будет снята только тогда, когда будут поняты причины такого поведения.2.     Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию: разрешите ему побить подушку, разорвать портрет врага и т.п., и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизится.3.     Подайте ребенку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек  гнева или недружелюбных высказываний о друзьях или коллегах.4.     Сдерживайте стремление  ребенка провоцировать ссоры с другими5.     Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.6.     После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, укажите ребенку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации вместе.7.     Пусть ребенок чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для васПринципы общения с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки.4. Наказания не должны унижать ребенка.5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.6.  Дать ребенку возможность проявить гнев сразу после фрустрирующего события.7.  Обучать анализу собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.8.   Развивать способности к эмпатии.9.  Расширять поведенческий репертуар ребенка.10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.11. Учить брать ответственность на себя.Как избежать агрессивного поведения 1.     Расширяйте круг знакомств вашего ребенка, берите его в гости к знакомым, чаще приглашайте к себе друзей, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно реагировать на новые места.2.     Не беспокойтесь за ребенка постоянно, не стремитесь полностью оберегать его от различных опасностей, не старайтесь сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную свободу действий.3.     Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в собственных силах.4.     Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.5.     Стремитесь сами стать для ребенка примером общительного человека.Стиль поведения с застенчивыми детьми 1.     Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его. Необходимо чтобы ребенок выполнял доступные задания и получал от этого удовольствие.2.     Не перехваливайте ребенка, но не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.3.     Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером все начинаний, но также покажите, что и другие могут быть в чем-то лучше его.4.     Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.5.     Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать можно лишь с ним самим, каким он был, и возможно будет.Стиль поведения с неуверенными в себе детьми Это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным конфликтам и аффективным поступкам. Психологическая поддержка    Опираться на его сильные стороны    Избегать подчеркивания промахов   Показать что вы довольны поведением ребенка    Уметь проявлять любовь и уважение к ребенку   Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться   Проводить больше времени с ребенком   Знать обо всех начинаниях ребенка   Уметь взаимодействовать с ребенком   Позволить ребенку самому решать свои детские проблемы, наблюдать со стороныЧтобы поддержать ребенка, необходимо:    Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо   Ты делаешь это очень хорошо   Если это трудно, давай сделаем вместе.   Ты бы мог сделать лучше Это для тебя слишком трудно   Я сделаю это за тебя Слова поддержки Ты бы мог сделать лучше     Это для тебя слишком трудно   Я сделаю это за тебя Слова разочарования: Слова: красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай и т.д.  Высказывания: я горжусь тобой, мне нравится как ты делаешь, я рад твоей помощи, спасибо и т.д.  Прикосновения: похлопать по плечу, дотронуться до руки, приобнять ребенка, поцеловать и т.п.  Совместные действия.  Выражения лица – улыбка, кивок Средства поддержки Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к  самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп). И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать. Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить. Признайте уникальность ребенка Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.Уважайте ценности ребенка Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку. Осознайте собственные ошибки С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе. Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.Подавайте хороший пример Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать малыша и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях. Установите в семье правила Желаю успехов в воспитании