Презентация Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей


Городской семинар на тему: «Повышение эффективности преподавания путем применения новых технологий как средство самообразования и совершенствования учителя» Тема доклада: «Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей учащихся»Подготовила: педагог-психолог, учитель самопознания III (базового) уровня Рузиева М.Х. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст (IQ)б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.  Возрастные кризисыТермин «кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским.Кризис (от греч.krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во время перехода от одного возрастного этапа к другому.(первыми были изучены кризисы 7 лет, 3-х лет, 13 лет, самым последним - кризис 1 года. ) Особенности кризиса (по Выготскому):А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Новообразование (Л.С. Выготский)Новообразование – появление новых форм или элементов чего-нибудь (Толковый словарь Ожегова)Новообразование  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.(психологический словарь) Ведущая деятельность(А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин)Ведущая деятельность (сфера деятельности) – это такая деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.Деятельность детская— активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит формирование его психики.Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность. Кризис новорожденности(0-2 месеца)Причина: катастрофическое изменение условий жизни помноженное на беспомощность ребенка.Характеристика: потеря веса, настройка организма на существование в новой среде (вместо водной в воздушной)Новообразование: индивидуальная психическая жизнь, комплекс оживления(особая эмоционально-двигательная реакция ребенка), возникновение привязанности. Младенчество (0-1 года)Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.Сфера деятельности: мотивационно-потребностнаяУровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.Результат к концу периода: разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящемся о нем взрослым. Кризис 1 годаПричина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.Характеристика: всплеск самостоятельности, знакомство с границами.Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниемя и речевой регуляцией, разрешается через самостоятельность. (при благоприятном разрешении обретается воля).Новообразования: автономная речь, ощущение себя как отдельного от взрослого, произвольность движений и жестов, управляемость, границы существуют и взрослые также им подчиняются. Младший детский возраст (1-3 года)Основная деятельность: деятельность вместе со взрослым по освоению манипуляций с предметами. Взрослый как образец, как носитель культурно-исторического опыта. Развитие игры как подражание конкретному действию, игры как развлечения и как упражнения.Сфера деятельности: у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.Уровни привязанности: на уровне похожести, подражания (теперь ему не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них).Потребности: необходимо предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Физическое ограждение от опасности. Введение ограниченного количества четких границ и их совместное поддержание.Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Новообразование: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков. Кризис 3 лет(кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка)Причина: тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я сам».Проявления: Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других). Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости.  Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенностиЭто протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Своеволие: стремление к освобождению от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Новообразование: формирование внутренних позиций, рождение «Я»; познание различия между «должен» и «хочу»;произвольность мышления (логический тип обобщения) Дошкольный возраст (3-7лет)Формирование самосознания. Осознает себя и относится к себе как к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка.Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Собственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые –сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми. Ведущие психические функцииПамять: Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминанияВнимание: Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного вниманияНаглядно-образное мышление: Совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.Результат к концу периода: собственная позиция в системе социальных отношений. Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка)Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.Проявления:1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. 2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. 3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой».4. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка. 5. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемымНовообразования: внутренний план действий; возникновение интегративного мышления, рефлексия; рождение Я-концепции, самооценки. Младший школьный период (7-12 лет)Ведущая деятельность: учебная деятельность. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Ведущие функцииПамять, словесно-логическое мышлениеРазвитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль. Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития)Причина: переход от «детства» к «взрослости»;выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Изменяются отношения между мальчиками и девочками. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.Новообразования к концу кризиса:- умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;- чувство взрослости;- рефлексия. Подростковый период 13-15 летОсновная деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. К 12 – 13 годам развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе.Стадия умственного развития: стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.Потребности: самоопределение себя в системе отношений с другими людьми, проявления потребности в уважении, доверии, признании, самостоятельности. Новообразования:-Чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» (проявление половых признаков)-Формирование «Мы»-концепции (поклонение общему идолу)-Формирование референтных групп (что-то делают сообща).Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышлениеФормируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.ТворчествоВыражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Старший школьник (15-17 лет)Новообразования: Профессиональное и личностное самоопределение. Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)Социальная ситуация развития: Референтная группа.Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другимВедущая деятельность: Профессионально-учебная деятельность. Освоение профессиональных знаний, умений Ведущие функции: Абстрактно-логическое мышлениеК 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться. Кризис 17 лет (юношеский кризис)Причина:Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления:1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья. 2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. 3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 4. Выбор профессии. Новообразования:1. Выбор внутренней позиции. 2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне. 3. Профессиональное самоопределение.4. Складывается личная система ценностей.5. Задается личный стиль мышления.6. Формирование логического интелекта7. Осознание своей индивидуальности Иерархия потребностей Маслоу Внедрение на практике (на примере старшеклассников) Знание и учет психовозрастных особенностей учеников помогает:правильно дозировать учебную нагрузкуосуществлять индивидуальный подход в обученииизбегать конфликтных ситуаций на урокеэффективно организовывать коллективную деятельностьподбирать методы и приёмы обучения для достижения целей урока и мотивации учеников Спасибо за внимание