Проблемная ситуация как средство формирования и развития УУД на уроках русского языка в начальной школе


ЛожкинаИрина Васильевна учитель начальных классов МОУ «Дедовичская средняя школа №2» Проблемная ситуация как средство формирования и развития УУД на уроках русского языка в начальной школе « Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»Э. И. Александрова Условия возникновения и становления педагогического опыта. Актуальность выбранной темы. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Курсовая подготовка Диагностика собственногоопыта Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного общества Теоретическое обоснование опыта  Сократ М.И. Махмутов А. М. Матюшкин Ж.Ж. Руссо И.Г. Песталоцци А. Дистервег. Мельникова Елена Леонидовналауреат премии Правительства РФ в области образования,кандидат психологических наук Проблемноеобучение Проблемнаяситуация создаёт развивает условия вовлечения в деятельность УУД творческое овладение информацией формирует «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Дистервег Цель - способствовать формированию и развитию УУД посредством создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе.Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;2. Применение элементов проблемного обучения на уроках русского языка, способствующие формированию универсальных учебных действий, повышению качества успеваемости;3. Выявить динамику уровня сформированности универсальных учебных действий. Побуждающий диалог рыболов рыболов Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове «рыболов»?) Какова будет задача урока? Тема: «Сложные слова» Работа в группах со словами: камыш мышь плащ вещь грач ночь        Подводящий диалог Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» – Что общего обнаружили?– В чём различие?– Какой возникает вопрос? (Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется?)– Сформулируйте тему урока. Сообщения темы с мотивирующим приёмом«Яркое пятно» Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол. Тема:«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Почему так получилось? Какое правило не знал автор записки? - Какой вопрос возникает? (побуждение к проблеме)(Как правильно записать это слово?)- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.) Тема:«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Приёмы создания проблемных ситуаций На доске запись:красил            читали бежит              летят напишет         пробегутчитать            вынести рассказать Тема «Неопределённая форма глагола» Задание. Разделите глаголы на группы по временам. -Что интересного заметили?-Что вас удивило? (у глаголов читать, рассказать, вынести не можем определить время)-Какой возникает вопрос? С удивлением Приёмы создания проблемных ситуаций С удивлением Т.п. В.п. Д.п И.п. 3 –е скл 2 – е скл 1 – е скл - Какая часть слова меняется при склонении? (окончание)- Почему ученые выделили три склонения? (из-за трёх наборов окончаний)- Склонений три. А спряжений? Вопрос был один? А сколько мнений?(осознание противоречия) Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?- Какова будет задача урока? ( Узнать сколько спряжений у глаголов?) Тема: «Склонений – три. А спряжений?» дерево, ель, ёлка Приёмы создания проблемных ситуаций С удивлением Тема: «Наречие» редкиймягкийлегкий редкомягколегко Разберите по составу слова каждого столбика. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Что вы сначала думали по поводу “о”? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое “о” в наречиях? (Проблема как вопрос.)  Приёмы создания проблемных ситуаций С затруднением 4 класс Тема: «Имена склоняются, а глаголы…»- Какие части речи, известные вам, склоняются?- Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (Задание, невыполнимое вообще)Испытывают затруднение. (Возникновение проблемной ситуации)- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)(Как изменяются глаголы?) (Учебная проблема)- На какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке?Имена склоняются, а глаголы …. Приёмы создания проблемных ситуаций С затруднением В каких словах остались «окошки»? Почему возникло затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? Какой вопрос возникает? (Как узнать спряжение?) Тема: «Зачем и как узнавать спряжение глагола?» Работа в парах.Над каждым словом укажите часть речи, а затем везде, где сумеете объяснить, впишите окончания и выделите. Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов… (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило) А теперь определите спряжение глаголов “смотреть” и “стелить”. (Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – глагол второго спряжения)Давайте проверим. Что вы замечаете? Ученики: Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого. Учитель: Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Глаголы-исключения.  Тема: Спряжение глаголов. Глаголы-исключения. Приёмы создания проблемных ситуаций С затруднением Прочитайте предложение.Пришла долгожданная весна, и на лесных проталинах появились нежные цветы подснежников.Что скажите об этом предложении? Есть ли в этом предложении однородные члены?Как объясним запятую в этом предложении? (не можем)Какую работу выполняет союз «и» в этом предложении?Значит, чего-то мы с вами не знаем, и именно это «что-то и не даёт нам возможность объяснить этот знак препинания. Что будем делать? Тема: «Сложные предложения» Какие приметы щенка указаны в песне? «Щенок белоснежный,лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.Он очень занятный,совсем ещё глупый,доверчивый пёс»Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему?На какой ещё вопрос отвечает текст объявления? А можем ли мы с вами вернуть хозяину его питомца? На какие ещё вопросы отвечает текст объявления? Тема: «Пишем объявления» Подводящий к знанию диалог Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Кто такой рыболов?- Запишите «ловит рыбу»Подберите и запишите однокоренные слова к слову «рыба». Выделите корень.Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень.- Есть ли корни рыб- и лов- в слове «рыболов»?- Так сколько же корней в слове «рыболов»?Такие слова называют сложными. Сформулируйте определение. Подводящий диалог Тема: «Сложные слова» камыш     мышь грач     ночь плащ       вещь Побуждающий к гипотезам диалог Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? В одушевлённых существительных мягкий знак пишется. Например, дочь. В неодушевлённых – ключ, не пишется мягкий знак. Гипотеза 1 Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется. Гипотеза 2 В женском роде Ь знак пишется. В мужском нет. Решающая гипотеза Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» Формы работы: групповая парная Коммуникативные  УУД проблемная ситуация давать нравственную оценку ситуацииосуществлять нравственный выбор Обобщённый рейтинг УУД 87,5% 83,33% 83,33% 4 классII триместр 3 класс 2 класс Качество знаний по русскому языку Школьная мотивация Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2011г. 2. Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе» / Калининградский государственный университет, Калининград, 1998 г. Виноградова Н.Ф. «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 5. Матюшкин А.М. «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972. 6. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М., Баласс, 1999Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать новые знания». М.: Баласс, 2001. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). Начальное общее образование.