Презентация к статье на тему Проблемная ситуация на уроках математики как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников


Формирование познавательных учебных действий средствами создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах Автор: учитель начальных классов, МОУ «Гимназия № 23», Шерстнева Ксения Сергеевна Цель исследования: раскрыть методику формирования познавательных УУД через использование проблемных ситуаций на уроках математики в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Задачи исследования: Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по использованию проблемных ситуаций на уроках математики.Рассмотреть универсальные учебные действия как основной образовательный результат обучения.Проанализировать категорию «познавательные учебные действия» в педагогической литературе.Охарактеризовать средства формирования познавательных учебных действий при обучении младших школьников математике.Раскрыть методические особенности использования проблемных ситуаций в курсе математики ОС «Школа 2100».Разработать методические рекомендации, состоящие из комплекса примеров проблемных ситуаций по теме «Величины». Проблемная ситуация - это субъективное явление, отражающее особое психическое состояние человека, возникшее в результате затруднения субъекта в практической или интеллектуальной сфере деятельности. Проблемная ситуация Подходы к постановке учебной проблемы Задача закрытого типа: Задача открытого типа: Универсальные учебные действия - это В материалах ФГОС второго поколения УУД делятся на 4 группы Познавательные универсальные учебные действия Познавательные УУД, формирующиеся в проблемном обучении: постановка и формулирование проблемы;выделение и формулирование познавательной цели;выдвижение гипотез;умение структурировать знания;анализ объектов с целью выделения признаков;синтез как составление целого из частей;построение логической цепи рассуждений;выбор способов решения задач;рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Пример проблемной ситуации по теме «Длина» ОС «Школа 2100» Как узнать, в какую из коробок поместится карандаш? Проблемная ситуация, составленная нами на основе материалов С. Е. Царевой – Ребята, перед вами лежат три полоски, сравните красную и синюю полоски по длине. Затем – красную и зеленую полоски. – Можно ли теперь сравнить длины зеленой и синей полосок, не накладывая одну на другую? Проблемная ситуация, составленная нами на основе материалов С. Е. Царевой 1 4 6 2 3 5 8 7– Какие пары отрезков можно сравнить и как?– А можно ли сравнить оставшиеся пары отрезков?– Какими подручными средствами можно измерить длину оставшихся отрезков? Формируемые познавательные УУД: – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера;– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);– построение логической цепи рассуждений;– доказательство;– выдвижение гипотез и их обоснование. Выводы: Проблемные ситуации способствуют лучшему усвоению учащимися учебного материала.Проблемное обучение формирует:умения планировать собственную деятельность;контроль и оценка своих действий;использование знаково-символических средств;повышает уровень сформированности пУУД. Спасибо за внимание!