ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ В ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ» КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ В ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ» КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯСоболевская Маргарита Владимировна г. Белгород, ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», учитель географии, «Заслуженный учитель РФ» Социально педагогическое сопровождение Под социально-педагогическим сопровождением понимается не только совокупность разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации.«Педагогическое сопровождение социально – профессионального самоопределения школьников – это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней». (Чистякова С.Н.)2 Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся3 Социально педагогическое сопровождение В Белгородской области на базе ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» работает Координационный центр программы «Шаг в будущее» и Центр дистанционного образования детей-инвалидов Белгородской области. Учатся в Центре дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении. В проект «Социальный лифт в образование и науку для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» вошли дети из разных уголков Белгородской области, обучающиеся в ЦДО.4 География деятельности центра дистанционного образования детей-инвалидов Белгородской области5 Направления работы центраСоциально-диагностическое направление, включающее в себя анализ социальных, психологических, правовых и других проблем семьиИнформационно-просветительское направление, содержание этого направления включает в себя организацию информационной и правовой поддержки родителейНаучно-исследовательское и учебно-методическое направление занимается научно-исследовательской и научно-методической работой6 Формы работы с участниками проектаДиагностика, анкетированиеЭкскурсии на предприятия Белгородской областиЛекции, семинары, консультации, тренинги, мастер-классыЭкскурсии в инновационные центрыУчастие в региональной бизнес-школеУчастие в конференциях, конкурсах, олимпиадах7 Этапы работыВначале был сформирован состав участников проекта «Социальный лифт в образование и науку для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» совместно с учителями, психологом;С помощью анкетирования выбраны дети, проявляющие интерес к научно-исследовательской деятельности, мотивированные к учебе. Школьники-исследователи прикреплены к научным руководителям на местах и к научным коллективам ведущих вузов города Белгорода;Проведены лектории и обучающие семинары по организации исследований, выбраны темы проектов и исследовательских работ;8 Этапы работыУчастники социального лифта посетили инновационно-технологический центр БГТУ им. Шухова (ИТЦ БГТУ ). Одним из проектов ИТЦ БГТУ является бизнес-инкубатор. Для обучающихся были проведены лекции по инновационной деятельности в Белгородской области: «Организация центра обучения предпринимательству в сфере высоких технологий на базе бизнес-инкубатора БГТУ им. Шухова», «Активизация инновационной деятельности студентов, аспирантов и научных работников на базе БГТУ им. В.Г. Шухова», «Технология успешного трудоустройства».9 БГТУ им. Шухова10Лекция в БГТУ Этапы работыВ ходе реализации проекта были проведены экскурсии в Технопарк «Высокие технологии» НИУ БелГУ, оказывающий содействие в разработке, производстве, внедрении и выводу на рынок инновационных высокотехнологичных продуктов и технологий, созданных на основе потенциала научно-исследовательских подразделений университета по четырем основным направлениям: «Космические, геоинформационные и информационно-коммуникационные технологии», «Наукоемкие технологии создания и обработки наноматериалов технического назначения», «Энергосбережение, энергоэффективность», «Здоровьесберегающие технологии»;11 Этапы работыЭкскурсия в региональный микробиологический центр НИУ «БелГУ» (РМЦ);Приоритетными направлениями РМЦ являются медико-фармацевтическое, агропромышленное, техническое;12 Этапы работыУчастники социального лифта приняли участие в проведении региональной научной бизнес - школы «Развитие инновационной деятельности общественных объединений научной молодежи и НКО», проводимой Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова и Белгородским государственным национальным исследовательским университетом.13 Этапы работыигра игра-тренинг «Разработка стратегии развития компании»; мастер-класс: «Стартап: с чего начать»; экскурсия-презентация в Центр молодежного инновационного творчества «Метаморфоза» БГТУ им. В.Г. Шухова;14 Экскурсия в Федеральный региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов НИУ «БелГУ», где была прочитана лекция «Использование высоких технологий в научном поиске и при решении проектных задач».15 Экскурсия в Музей геологии НИУ «БелГУ» 16 Белгородский государственный Технологический университет им.В.Г.Шухова (БГТУ)Научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловеденииНациональный Исследовательский Университет (БелГУ)Центр инновационного консалтинга БелГУБелгородская государственнаяСельскохозяйственная академия (БГСХА)Инновационный бизнес-инкубатор ОГУ «БРРИЦ»Промышленный парк «Северный»Автономная некоммерческая организация «Белгородский инновационно-технологический центр «ТрансфеР»Старооскольский Технологический институт , филиал Технологического университета МИСиСШкола менеджмента «Бирюч»Инфраструктура инновационного рынка Белгородской области Виды деятельности участников проекта «Социальный лифт в образование и науку для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Практическая деятельностьПознавательная деятельность Коммуникативная деятельностьДуховно-ценностная деятельность получить навыки исследовательской работыинтеллектуальная лидерскаяаттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности)в создании новых духовных ценностей и смыслов, в служении людям 18 Формы научно-исследовательской работы Учебно-исследовательские:выполняются под контролем педагогаИсследовательские:самостоятельный выбор методик, сбор материала.Руководитель выполняет роль консультанта19 Показатели эффективности реализации проектаОрганизация участия школьников-исследователей в городских, региональных и федерально-окружных соревнованиях научной молодежи: в региональной инженерной Шуховской Олимпиаде и региональных интеллектуальных соревнований «Шаг в будущее». На конференции были представлены шесть научно-исследовательских работ, участников проекта «Социальный лифт в образование и науку для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». В региональной конференции один участник социального лифта стал победителем, поощрительные грамоты получили два обучающихся. Работы участников опубликованы в региональном сборнике тезисов по материалам регионального этапа российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Щаг в будущее».20 Делегация Белгородской области на юбилейном 25 форуме «Шаг в будущее» в Москве21 22 23 Показатели эффективности реализации проектаУчастие в проекте «Социальный лифт в образование и науку для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» дает возможность обучающимся получить навыки исследовательской работы, развиваться и уметь вести дискуссию, принимать участие в научных экспериментах и исследованиях, способствует наибольшей мотивации и творческой самореализации, адаптации к профессиональной деятельности.24 25