Особенности психологического здоровья педагогов ДОУ и условия его сопровождения


Особенности психологического здоровья педагогов ДОУ и условия его сопровождения Выполнила: Иваненко К.С. Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности (И.В. Дубровина) Обобщенная модель психологического здоровья Компоненты психологического здоровья Аксиологический компонент, который содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком своей уникальности и ценности, а также уникальности и ценности окружающих, идентификацию, как с живыми, так и неживыми объектами, единства с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», т.е. абсолютного принятия самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятие и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и пр.Инструментальный компонент, предполагающий владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий своего поведения, так и поведения окружающихПотребностно-мотивационный компонент, определяющий наличие потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.Социально-культурный компонент, определяющий возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях На сегодняшний день нет единого подхода к определению критериев психологического здоровья. Так различные авторы выделяют следующие критерии: - хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В.Дубровина);- полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С.Хомик); - самопринятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Г. Олпорт);- наличие целостной гармоничной Я-концепции, способствующей осознанию и чувству непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и социального "Я"; способность к позитивной критике по отношению к самому себе, своей жизнедеятельности и ее результатам; соответствие поведенческих и внутренних психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям; способность управлять своим поведением в соответствии с социокультурными нормами, правилами, законами; способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. (Ю.В. Науменко) ; - позитивное самоощущение (основной эмоциональный фон настроения - позитивный); позитивное восприятие окружающего мира; высокий уровень развития рефлексии; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности; успешное прохождение возрастных кризисов; адаптивность к социуму (О.В. Хухлаева) Факторы риска в деятельности педагога особенности профессиональной деятельности педагогический стаж уровень тревожности педагогов отношение педагогов к своему здоровью Исследователи А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и другие к напряженным ситуациям педагогической деятельности относят: ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.);ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами администрацией учреждения (резкие расхождения во мнениях, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за педагогическим процессом и т.д.);ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание о стороны родителей к воспитанию детей, конфликтные ситуации и т.д.) Л.М. Митина предлагает следующие направления по охране и укреплению профессионального здоровья педагогов: 1 - воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребенком2 - обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности3 - психологическое обеспечение условий развития педагогической гибкости, непосредственно связанной с творческим потенциалом педагога4 - повышение профессионального самосознания педагога – осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать свое будущее По мнению Пономаревой Г.А., работа по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов должна строиться в следующих направлениях: создание условий для творческой самореализации и роста профессионального мастерства педагогов – это основа успешной деятельности, т.к. высокая мотивация достижения формирует стиль саморегуляции, компенсирующий личностные, характерологические особенности, препятствующие достижению цели;оказание психологической помощи и поддержки педагогам психологами учреждения индивидуально и в группах на протяжении всего учебного года, как по профессиональным, так и личным проблемам;организация лечебно-оздоровительной работы с педагогическими работниками, направленной на сохранение и улучшение физического здоровья.качественная организация досуга педагогов Диагностическая процедура изучения особенностей психологического здоровья педагогов ДОУ Компонент психологического здоровья Критерии Методика Аксиологический - степень адекватности в отношении к своему здоровью- уровень эмоциональной устойчивости «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. ЯсвинОпросник EPQ (Методика Айзенка) Инструментальный Наличие рефлексивных умений: - умения понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей - умения свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим - умения осознавать причины и последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих Методика оценки рефлексивных умений педагогов Потребностно-мотивационный - наличие потребности педагогов в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте Анкета «Барьеры педагогической деятельности» Социально-культурный - наличие способности адаптироваться к изменяющимся условиям - уровень тревожности Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина.Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе Модель психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья педагогов ДОУ Особенности психолого-педагогической работы по становлению компонентов психологического здоровья Психолого-педагогическое сопровождение психологического здоровья педагогов ДОУ Аксиологический компонент Инструментальный компонент Потребностно-мотивационный компонент Социально-культурный компонент Диагностический блок Диагностическое обследование позитивного образа «Я» педагогов Диагностическое обследование рефлексивных умений педагогов Диагностическое обследование потребности педагогов в саморазвитии Диагностическое обследование адаптивности педагогов Установочный блок Повышение уровня компетентности педагогов по проблеме психологического здоровья Формирование мотивации у педагогов для продолжения совместной деятельности по оптимизации психологического здоровья Коррекционный блок Создание условия для активизации и развития умений принимать самого себя и других, повышение степени адекватности в отношении к своему здоровью Создание условий для активизации и развития рефлексивных умений Создание условий для активизации и развития потребности в саморазвитии Создание условий для активизации и развития адаптивности педагогов Блок оценки эффективности коррекционных воздействий