Педагогический проект на тему «Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС»


Выполнила:учитель начальных классов МБОУ СОШ №32 Ходина М.В. Чтобы узнать ребёнка,надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский Создание эффективных условий взаимодействия семьи и школы Цель: Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».Задачи: -формировать у родителей систему ценностных отношений;- ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;- проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;- организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;- создать условия для взаимодействия с общественными организациями; - вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности 1.Установление партнерских отношений Ученик + Родитель + Учитель = Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива. 2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие  семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы 4.Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. Воспитательная модель психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;конференции;индивидуальные и тематические консультации;родительские собрания и другие) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс ( дни открытых дверей;дни творчества детей и их родителей;открытые уроки и внеклассные мероприятия;помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;шефская помощь) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе совета школы;участие родителей класса в работе родительского комитета;участие в работе общественного совета содействия семье и школе) Индивидуальные Групповые Коллективные Формы связи школы и семьи посещение на домуприглашение в школуиндивидуальные консультации педагогапереписка родительский лекторийтематические консультацииклассные детские мероприятияродительские вечера классные родительские собранияобщешкольные родительские собраниядни открытых дверейконцертывыставки учебных работтворческие отчеты Нетрадиционные формы Индивидуальные: Творческие дела.Семейные традиции.История моей семьи.Талисман семьи. Гороскоп семьиСемейная книга рекордов.Географическая карта моей родословной.Долгожитель» семьи ( книга, игрушка)День рождения в семье.Праздники семьиСемейные увлечения.«Четыре способа обрадовать маму».Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).Мой семейный альбом.Известные люди семьи.Папа может все, что угодно.Наш дом театр, музей, оранжерея….Песни (сказки) моей бабушки.Самое ласковое мамино слово.Мое любимое блюдо.Я горжусь своим дедом!Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоуче Традиционные формы Коллективные: Родительское собраниеОбщешкольная конференцияРодительский лекторийВечер для родителейРодительские чтенияСеминарПрактикумЗаседание«Круглый стол»«Педагогическая гостиная»«Устный журнал»ТренингСпортивные соревнованияАкция «Милосердие»Акция «Книжка», «Игрушка»Трудовой десантСубботникТворческий КонцертВыставкаВернисаж Формы работы с родителями Этапы работы с родителями 1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт групп.2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Новые формы общения 1 класс - психолого-педагогическая диагностика2 класс - групповая работа родителей при проведении мероприятий,проведение тематических родительских собраний3 класс - тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»4 класс – совместное проведение родительских собраний Показатели результативности проведенной работы Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителейНаметились положительные стили воспитанияТаким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «семьей», помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах. “Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)