Презентация на тему Технология развития критического мышления через чтение и письмо (1-4 классы)


Технология развития критического мышления через чтение и письмо Подготовила: Кацарь И.В. Учитель начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ» 31.03.2016г. Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено условиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Немного из истории Авторы технологии (США): Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил и др. В России реализуется с 1997 года   В основе технологии: Диалогическая концепция культуры М.Бахтина – В.Библера. Психологические исследования Л.Выготского, Ж.Пиаже и др. Педагогика сотрудничества Ш.Амонашвили.  Что такое критическое мышление?Это мышление: свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое. Цель ТРКМЧПЗадачи ТРКМЧП развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать):Формирование нового стиля мышленияРазвитие базовых качеств личностиРазвитие аналитического, критического мышления

Что дает ТРКМЧП ребенку?Готовность к планированию Готовность исправлять свои ошибкиГибкостьНастойчивостьПоиск компромиссных решений {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционный урокУрок, построенный в ТРКМЧП Информирующая Направлять Побуждать Контролирующая Дать возможность самостоятельно делать выводы Создать новые ситуации Оценивающая Сталкивать различные сужденияРоль учителя в ТРКМЧП Этапы урока ТРКМЧПСтадия I. ВызовСтадия II. ОсмыслениеСтадия III. Рефлексия {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}№ урока№1№2№3№4№5№6Тип урокаРабота с информационным текстомРабота с художественным текстомВзаимо-обучениеДискуссияПисьмоУрок -исследованияВызовМозговой штурм, составление кластераМозговой штурмВерные/неверные утвержденияТолстые вопросыИнвентаризацияПарная мозговая атакаОсмыслениеИнсертЧтение с остановкамиЗигзагПерекрестная дискуссияСоставление чернового текстаЗаполнение таблицыРефлексияВозвращение с кластеруСоставление кластераСводная таблицаЭссеРедактирование, изданиеДальнейшее целеполаганиеТипы уроков по ТРКМЧП Приемы ТРКМЧП «Кластер»Свойства воздухаБез вкусаБез запахаБез цветаНеосязаемый СжимаетсяБез формыПроводитзвукиУпругийСохраняет тепло Имеет вес

Приемы ТРКМЧП «Инсерт»«V»«+»«-»«?»«!»- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете- если то, что вы читаете, является для вас новым- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу- если то, что вы читаете, вас удивило
«Теремок» русская народная сказка{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}Кто?Что?Когда?Где?Почему? Мышка ТеремЛетом,днем В полеНикто не откликнулся, стала жить Лягушка ТеремЛетом,днем В полеСтали жить вдвоем, по приглашению мышкиМедведь ТеремЛетом,днем В полеЗатрещал теремок, упал набок и весь развалился. Медведь оказался тяжелым….Приемы ТРКМЧП «Сюжетная таблица»
Приемы ТРКМЧП «Корзина идей»СведенияМнениеФактыИдеиИменаПонятия
Окружающий мир. Тема: «Какой бывает вода?»{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}ЗнаюХочу узнатьУзнал (а)Жидкость.Не пахнет.Дождь – это вода..Кому нужна вода?Какой бывает вода?Можно ли прожить без воды?...Для чего нужна вода:перевозить грузы, людей на теплоходах.Лед, снег, туман – это вода….Приемы ТРКМЧП « Таблица ЗХУ» (Знаю - Хочу узнать – Узнал (а))
Приемы ТРКМЧП «Перепутанные цепочки» ХРАБРЫЙ ЁЖБыл в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а вечером выходил на охоту. Вот наступил вечер. Еж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг он увидел змею. Ёж бросился не неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.Был в лесу старый пень. Вечером ёж спал, а днем выходил на охоту.Ёж не боится змей. Нашёл змею и идёт домой.Она разорвала ежа и стала ужинать.
Приемы ТРКМЧП «Шесть шляп мышления»
Источники: Загашев И.О.,Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.СПб. - 2003. Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.СПб.-2003. Кулюткин Ю.Н.,Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.СПб.-2003 http://www.kmspb.narod.ru - сайт Центра развития критического мышления СПб. http://www.kmspb.narod.ru 
Спасибо за внимание!