Презентация к педсовету на тему Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям на уроках физической культуры


МО учителей физической культурыПовышение мотивации учащихся к обучению на уроках физической культурыПовышение уровня мотивации у школьников к занятиям на уроках физической культурыНичипорович Л.П. председатель МО учителей физической культуры ГБОУ Лицей №554 Приморского района Санкт- Петербурга «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. УшинскийЦели и задачи введения третьего часа физкультурыВ соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г.№889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Это было продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни.Введение третьего часа урока физической культуры позволило:снизить негативные последствия учебной нагрузки;укрепить здоровье учащихся;обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.Основные проблемы введения третьего часа урока физической культуры:недостаточная материально-техническая база ОУ:объединение двух классов учащихся разных возрастных групп на уроке из-за высокой наполняемости ОУ обучающимися:ухудшение санитарного состояния раздевалок, спортивного зала в течение дня; затруднения в прохождении программного материала;снижение уровня двигательной активности из-за высокой наполняемости спортивного зала обучающимися;снижение интереса у старших школьников к уроку физической культуры. Двигательная активность современных школьниковНеобходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе у большинства детей отмечаются:неправильный режим дня;снижение общей двигательной активности с поступлением в школу, а в процессе обучения от начальных классов к старшим снижается еще больше возраст 6-7 лет на – 50% 9-12 лет – 60% старший возраст -70%Все это негативно сказывается на здоровье школьников. Причины отсутствия мотивации к занятиям физической культурой у современных школьниковФизическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, виды деятельности которого развивают мотивационную сферу и затрагивают психологические, педагогические и социальные аспекты развития личности. Снижение уровня мотивации к занятиям физической культурой у современных школьников происходит по целому ряду причин:Психологические причины:заниженная или завышенная самооценка;комплекс по поводу внешности;нарушения в эмоционально-волевой сфере;недисциплинированность;отсутствие базовых умений и навыков выполнения двигательных действий;несформированность мотивов учебной деятельности в целом;низкий уровень познавательных способностей.Педагогические причины:плохо организованный процесс физического воспитания;отсутствие педагогического такта;нарушение дидактических принципов построения учебных занятий; неправильное осуществление контроля;отсутствие индивидуального подхода к обучающимся с низким уровнем физического развития и группы здоровья.Социальные причины: отсутствие в семье ценностей здоровья и ЗОЖ;отсутствие идеалов в спорте;отсутствие мероприятий военно-спортивного и патриотического направления.Формирование мотивации к занятиям физической культуройДля того, чтобы понять, как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом необходимо выяснить:отношение учеников к урокам физической культуры в школе;изучить мотивацию к урокам физической культуры;определить кто и что, по мнению учеников, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям физической культурой.Пример анкетирования учащихся 4-х, 8-х, 11-х классов:Каково ваше отношение к урокам физкультуры в школе? Подавляющее большинство ответили, что им нравятся уроки соответственно: 4кл.- 96%, 8кл.-72%, 11кл.- 67% 2. Почему вы посещаете уроки физкультуры?Ученики 4-х кл. выбрали следующие варианты ответов:а.) удовлетворить свою потребность в движении – 70%;б.) отдохнуть от занятий в классе – 66%;в.) получить положительные эмоции – 52% Ученики 8-х кл.:а.) укрепить здоровье -83%;б.) проверить свои силы, испытать себя – 52%;в.) пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований, игр, эстафет – 51%;Ученики 11-х кл.:а.) укрепить здоровье – 61%;б.) улучшить самочувствие, настроение, получить положительные эмоции -57%;в.) поддержать и скорректировать фигуру – 53%.3. Кто и что, на ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой?Ученики 4-х кл.:а.) родители – 72%;б.)друзья в школе и вне ее – 57%;в.) спортивные мероприятия, проводимые в школе и вне ее – 63%;Ученики 8-х кл. :а.) родители -67%;б.) выдающиеся спортсмены -47%;в.) походы, экскурсии – 62%; Ученики 11-х кл.:а.) родители -59%;б.) педагоги – 62%;в) беседы, лекции, диспуты – 62%Из результатов анкетирования видно, что для младших школьников характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому удовлетворяя данные потребности младшего школьника, учитель физкультуры, тем самым формирует положительную устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Основным средством положительной мотивации занятиям физической культурой является игра. Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям физической культурой являются: похвала или порицание; соревнование с другими; привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания; наличие перспективы, конкретной цели.Главные мотивационные линии подросткового периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься физической культурой. Формируется система личностных ценностей, определяющих содержание спортивной деятельности подростка. Угасание мотивации к занятиям происходит в случаях, когда мотивы младшего школьника удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки.В старшем школьном возрасте следует развивать новый познавательный мотив – самообразование. Формировать социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношении к физической культуре, как здоровому образу жизни. Усиливать деловую ориентацию школьников на приобретение знаний в области физической культуры. Кроме того, при формировании убеждений прибегать к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности.Повышению мотивации к занятиям физической культурой способствуют:необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление и интерес;занимательность изложения;условия атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения;игры, соревнования, эстафеты, ситуации спора и дискуссии;умелое применение учителем поощрения и порицания;анализ жизненных ситуаций, разъяснения значимости учебного предмета;Необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни. Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?Гармония нужна – здесь нет сомнений!От умственной нагрузки – под крыло физических активных упражнений!