Развитие познавательных процессов на уроках математики с помощью игр


Учитель начальных классов Барской средней общеобразовательной школыКрасильникова Татьяна Ивановна Математика – самая древняя из наук. И не случайно. Ибо математика стала необходимой человеку уже на самой ранней стадии развития человечества.Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в дело формирования общеучебных умений и способов деятельности первоклассников. Прежде всего это касается познавательной составляющей сферы развития ученика. Математика – наука сложная, точная и «сухая», поэтому на каждом уроке я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Задачи обучения математике в 1-м классе Знать название чисел от 0 - 20., уметь записывать эти числа цифрами;Знать простейшие свойства сложения и вычитания; знать таблицу сложения;Уметь решать простые текстовые арифметические задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;Знать понятия «равенство» и «неравенство»; уметь сравнивать числа;Различать геометрические фигуры;Измерять длины отрезка с помощью линейки. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного развития».Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Виды детских игр дидактические подвижные интеллектуальные сюжетные ролевые и сюжетные Воображение Мышление Внимание память Восприятие Игра Игры на развитие внимания«Ладонь – кулак»«Заметь всё»«Запомни порядок» Игры на развитиемышления«Ну-ка, отгадай»«Определим игрушку» Игры на развитиевоображения«Волшебное яйцо»«Узнай, кто я»«Возьми и передай» Игры на развитие памяти«Повтори за мной»«Запомни движение»«Художник» Игры на развитие восприятия«Выложи сам»«Магазин ковров»«Волшебная палитра» Игры на развитие психических процессов Качества, формируемые игрой Положительное отношение к школе, к учебным предметам Умение слушать друг друга Добровольное желание расширять свои возможности Умение и желание включаться в коллективную учебную работу Раскрытие собственных творческих способностей Самовыражение, самоутверждение Игра «Строим дом» Сегодня будем строить домНа радость новосёлам,Чтоб каждый становился в нёмСчастливым и весёлым. Игра «Строим дом» 0 + 4 2 + 4 5 + 4 4 + 4 6 + 4 3 + 4 5 – 4 8 – 4 9 – 4 6 – 4 10 – 4 Ребусы 5‘ НИЦА Игра «Помоги зайчику» 5 = 1 + = 2 - = 2 + = 4 - = 1 + = 2 + 5 7 8 4 6 4 Методы и приёмы Занимательные задачи Игры Кроссворды словесный наглядный практический Проблемный (поисковый) Индуктивный, дедуктивный Доступность Наглядность Сознательность Прочность усвоения знаний Последовательность Научность Систематичность Принципы обучения Школа согласно концепции модернизации российского образования (распоряжение от 29.12.2001, № 1756-р), должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Программа развития нашей школы – индивидуализированный образовательный процесс в малокомплектной школе, главной особенностью которого является личностно-ориентированныйподход в обучении и воспитании учащихся. Личностно-ориентированный подход на уроках математики Процесс усвоения знаний1. Понимание2. Запоминание3. Применение знаний по правилу.4. Решение творческих задач. Важно знать!Учёт индивидуальных особенностей учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).Важно уметь!Создание на уроках ситуации успеха, сотрудничества, свободы выбора.Рост интеллектуальной личности ученика через творческую работу.Я хочу, я могу, я умею!Развитие самооценки и самоуважения ученика. Диагностика даёт думающему Учителю богатый материал для размышлений о собственной работе. Если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет корректировать собственную работу, добиваться максимальных результатов – педагогическая диагностика окажет ему помощь, которую трудно переоценить.