Презентация Деятельность школьного координатора в рамках обновленного содержания образования


Что такое оценивание?Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь. Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Цель критериального оценивания получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление ее всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Задачи системы критериального оценивания1. Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе;2. Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи;3. Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания;4. Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:– обучающимся о качестве их обучения; – учителям о прогрессе обучающихся; – родителям о степени достижения результатов обучения; – органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг. Ключевая роль координаторовзаключается в обеспечении общего управления качеством системы оценивания, реализации процессов и процедур, связанных с формативным и суммативным оцениванием, а также в обеспечении методической поддержки школам в осуществлении процедур оценивания. ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 1. Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. 2. Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.3. Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.4. Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.5. Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. Содержание системы критериального оценивания регламентируется следующими инструктивно-методическими документами:1. Государственный общеобязательный стандарт образования (начальное, основное среднее, общее среднее);2. Учебная программа; 3. Учебный план;4. Порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы;5. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы;6. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ;7. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов;Сборники заданий по формативному оцениванию; 9. Методические рекомендации по суммативному оцениванию. СТРУКТУРА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯКритериальное оцениваниеФормативное оцениваниеСуммативное оцениваниеСуммативное оценивание за разделСуммативное оценивание за четвертьСуммативное оценивание за уровень образования Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Принципы ФО:часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»);охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);безотметочное оценивание;осуществляется в соответствии с критериями оценивания;предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося;использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.Формативное оценивание Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период и использовать полученную информацию по результатам суммативного оценивания для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения. Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему проводится по завершении раздела или сквозной темы согласно учебным программам и планам. В результате данного вида суммативного оценивания обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при выставлении оценок за четверть. Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему разрабатываются в соответствии с целями обучения и критериями оценивания. Суммативное оценивание за четверть проводится в конце учебной четверти и измеряет прогресс в обучении за четверть, представляя доказательства о знаниях, навыках и понимании содержания учебной программы. Полученный результат учитывается при выставлении оценки за четверть. Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижение различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка. СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАТОРОВ Управление процессами внедрения системы критериального оценивания В рамках внедрения системы критериального оценивания учебных достижений обучающихся рекомендуется проведение мероприятий по следующим направлениям:• организационно-управленческое обеспечение;• профессиональное развитие и поддержка педагогов;• информационно-аналитическое обеспечение. Для организационно-управленческого обеспечения1. Создать сообщество региональных и школьных координаторов, которое будет осуществлять координацию внедрения критериального оценивания.2. Обеспечить доступ ко всей нормативной и методической документации по системе критериального оценивания каждому учителю.3. Провести разъяснительные мероприятия по работе с нормативными и методическими документами.4. Определить региональных и школьных координаторов из числа наиболее опытных методистов районных/городских отделов образования и заместителей директоров общеобразовательных школ. 5. Установить взаимодействие региональных и школьных координаторов с учителями школ на постоянной основе, способствовать активному участию учителей в организации, применении и разработке процедур и материалов оценивания.6. Организовать структуру деятельности по критериальному оцениванию и определить функционал.7. Организовать системную работу по информированию родителей об особенностях оценивания и предоставлению родителям обратной связи, педагогической и иных видов помощи для поддержки обучающихся. Для профессиональной подготовки и поддержки учителей рекомендуется:1. Создать условия, способствующие участию учителей в учебно-методических объединениях и профессиональных сообществах.2. Утвердить график повышения квалификации сотрудников.3. Провести мероприятия по определению потребностей педагогов в тренингах, семинарах, коучингах и наставничестве. Для информационно-аналитического обеспечения всех участников образовательного процесса рекомендуется:1. Проводить мониторинг результатов успеваемости обучающихся;2. Устанавливать регулярную обратную связь и культуру открытого общения на всех уровнях взаимодействия с участниками образовательного процесса;3. Осуществлять сбор и анализ данных по результатам деятельности оценивания школ;4. Составлять и предоставлять отчетность всем заинтересованным лицам;5. Принимать активное участие и обсуждать возникающие вопросы по оцениванию на форумах (sk.nis.edu.kz, nao.kz). Деятельность руководителя методического объединенияРуководитель методического объединения несет ответственность за внедрение и реализацию всех процессов, связанных с формативным и суммативным оцениванием в школе. Деятельность руководителя методического объединения по обеспечению качества процедур оценивания обучающихся включает следующие функции: 1. Знает нормативные и инструктивно-методические документы по критериальному оцениванию, руководствуется ими в своей деятельности.2. Оказывает методическую поддержку учителям в реализации процедур оценивания.3. Предоставляет обратную связь учителям по вопросам организации и проведения процедур оценивания .4. Координирует деятельность по формативному оцениванию, посещает и анализирует уроки (Приложение 3), проводит заседания и ведет соответствующие записи. Для реализации данной функции руководителю методического объединения важно обеспечить единое понимание учителями целей и принципов формативного оценивания.5. Составляет график суммативного оценивания по предметам на учебный год. 6. Обеспечивает подбор или разработку и утверждает инструменты суммативного оценивания за раздел/сквозные темы и четверти (критерии оценивания, разноуровневые задания, дескрипторы, баллы, схемы выставления баллов), а также несет ответственность за безопасность материалов суммативного оценивания.7. Консультирует учителей в период выставления баллов суммативногооценивания.8. Проводит модерацию работ по суммативному оцениванию за четверть.9. Проводит мониторинг выставления баллов, следит за заполнением электронного журнала, анализирует результаты обучающихся.10.Составляет и предоставляет школьному координатору отчеты по результатам применения формативного и суммативного видов оценивания.11.Организует обмен опытом по применению процедур оценивания.12.Организует своевременное предоставление информации родителям о результатах учебных достижений обучающихся по итогам суммативного оценивания за разделы/сквозные темы Деятельность школьного координатора В каждой школе заместитель директора, координирующий критериальное оценивание (школьный координатор по критериальному оцениванию), несет ответственность за внедрение и применение критериального оценивания в школе. Деятельность школьного координатора включает организацию и координацию процессов и процедур формативного и суммативного оценивания в школе. Функции школьного координатора:1. Знает нормативные и инструктивно-методические документы ипроводит ознакомительную работу с учителями. Школьный координатор должен изучить, знать и в своей деятельности руководствоваться нормативными и инструктивно-методическими документами по системе критериального оценивания. Это обеспечит эффективное внедрение и реализацию всех процессов оценивания в школе и формирование понимания содержания процедур, форм, методов и инструментов оценивания. Школьному координатору необходимо также отслеживать изменения в нормативных и методических документах, проводить ознакомительную работу с педагогическим коллективом и своевременно доводить информацию до сведения учителей. 2. Является первым контактным лицом при возникновении вопросов, связанных с оцениванием в школе.Школьный координатор обеспечивает методическую поддержку учителей в осуществлении процедур формативного и суммативного оценивания. Принимает активное участие в организации процедур оценивания, коучингах, тренингах по совершенствованию и/или обмену передового опыта в оценивании и в мероприятиях, организованных региональным координатором. 3. Организует мероприятия, коучинги, тренинги, менторство, площадку для взаимодействия педагогов и распространения опыта в оценивании.Для реализации этой функции школьному координатору рекомендуется разработать план по повышению квалификации учителей по оцениванию в соответствии с рекомендациями, полученными от регионального координатора. По мере необходимости школьный координатор организует мероприятия, коучинги и тренинги, обеспечивает менторство (наставничество) и способствует взаимодействию учителей, тем самым оказывая им методическую поддержку в реализации процедур формативного и суммативного оценивания и распространении опыта в оценивании. 4. Посещает уроки, предоставляет обратную связь руководителям методических объединений, учителям и проводит анализ эффективности формативного оценивания в школе.С целью обеспечения общего понимания целей обучения и критериев оценивания, а также получения достоверных результатов при формативном оценивании школьный координатор совместно с руководителями методического объединения по предметам координирует процесс формативного оценивания. Для анализа внедрения системы критериального оценивания и определения положительных сторон и трудностей реализации формативного оценивания на уроках школьному координатору необходимо организовать систематическое посещение и взаимопосещение уроков.Рекомендуется составить план посещения уроков для обеспечения систематического анализа эффективности практики применения формативного оценивания на уроках. По итогам посещения уроков школьный координатор предоставляет руководителям методических объединений и учителям конструктивную обратную связь по последовательности и правильности реализации процедур формативного оценивания в процессе обучения. 5. Организует и координирует разработку и проведение суммативного оценивания за четверть в школе.Суммативное оценивание за четверть проводится в конце каждой четверти, и школьному координатору необходимо планировать и координировать организацию и проведение данного процесса в школе.В начале учебного года школьный координатор составляет график суммативного оценивания школы на учебный год с учетом графиков методических объединений, который утверждается и доводится до сведения учителей, обучающихся и родителей. Школьный координатор также несет ответственность за организацию разработки и экспертизы материалов для проведения суммативного оценивания за четверть. 6. Руководит и несет ответственность за организацию модерации работ по суммативному оцениванию за четверть в школе. С целью стандартизации выставления баллов и обеспечения объективности и прозрачности оценивания проводится процесс модерации, на котором рассматриваются работы обучающихся по суммативному оцениванию за четверть. Школьный координатор руководит процессом организации и проведения модерации суммативных работ по суммативному оцениванию в конце каждой четверти в соответствии с порядком, установленным в нормативных и методических документах. Проводит мониторинг выставления баллов и оценок в школе, следит за заполнением электронного журнала, анализирует результаты обучающихся. Школьный координатор в период выставления баллов суммативного оценивания проводит мониторинг процесса выставления баллов учителями в соответствии со схемой выставления баллов. Он должен систематически следить за заполнением электронного журнала и выставлением баллов по суммативному оцениванию. Анализ результатов обучающихся может быть использован для планирования дальнейшей деятельности учителя и улучшения практики формативного оценивания на уроке. 8. Ведет отчетность, доводит до сведения заинтересованных лиц информацию по системе критериального оценивания.Одной из функций школьного координатора в условиях внедрения системы критериального оценивания в школах является ведение отчетности. Необходимо анализировать полученные результаты обучающихся в конце каждой четверти, формировать отчетность и направлять ее региональному координатору.Кроме этого, школьный координатор проводит анализ, сбор и обработку информации по внедрению системы критериального оценивания в школе, а также имеющимся потребностям учителей, обучающихся и родителей в рамках реализации процедур оценивания. Данная информация предоставляется по итогам полугодия региональному координатору. 9. Организует и проводит работу с родителями. В течение четверти школьный координатор организует и контролирует предоставление информации родителям о прогрессе обучающихся в течение каждой четверти. Кроме этого, проводит разъяснительную работу и организует различные мероприятия по вопросам критериального оценивания. 10. Устанавливает связь с координаторами из других школ. Данная функция школьного координатора заключается в инициировании, организации и участии в различных мероприятиях по вопросам оценивания, а также знакомство с деятельностью других школьных координаторов. Критериальное оценивание позволяет учителям1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своейдеятельности;3. Улучшить качество обучения;4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждогообучающегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;6. Вносить предложения по совершенствованию содержания нормативныхи методических документов. Критериальное оценивание позволяет обучающимся1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительнойдеятельности и способностей для выражения своего понимания;2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. Критериальное оценивание позволяет родителям1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе ишколе. Спасибо за внимание !