Педагогический проект Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности как способ формирования универсальных учебных действий


Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности как способ формирования универсальных учебных действийФролова Инна Константиновна, учитель истории и обществознанияМуниципальное бюджетноеобразовательное учреждение "СОШ №3" Личные достижения2009 – 2013 гг.Награждена Почетной грамотой администрации МБОУ «СОШ №3» Благодарственным письмом оргкомитета Фестиваля ученических проектов «Грани познания», Грамотой заместителя главы г.Нижневартовска, Почетной Грамотой Департамента образования ХМАО - Югры, Благодарственным письмом администрации г. Нижневартовска СОЦИАЛЬНЫЙЗАКАЗ Цель проекта: развитие творческих способностей для активизации знаний учащихся и формирования универсальных учебных действий, их применение в нестандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, социально-ответственную личность выпускникаОбъект исследования: Предмет исследования:нестандартные формы организации обучения для развития творческих способностей с целью формирования универсальных учебных действийтворческие способности как способ формирования универсальных учебных действий Гипотеза: Еслиметодически совершенствовать учебные занятия с использованием нестандартных форм организации учебной деятельности для развития творческих способностей, то это способствуетформированию личностных и универсальных учебных действий,повышению мотивации обучающихся к раскрытию интеллектуального потенциалаформированию социально адаптированной личности способной к самоутверждению, самореализации и успешной социализации Задачи:Изучить методическую и соответствующую литературу.Определить наиболее эффективные формы, методы и приемы  для развития у учеников творческих способностей и формирования универсальных учебных действий.Разработать систему творческих заданий, объединяющих урочную и внеурочную деятельность.Подготовить учащихся к выпускным экзаменам, к результативному участию в конкурсах и олимпиадах. Обеспечить реализацию творческих способностей учащихся в целях содействия успешной самореализации; формировать научное и гуманистическое мировоззрение, целостную картину окружающего мира, чтобы легче приспособиться к постоянно растущим запросам и меняющимся условиям современного общества. Методы исследования:изучение и сравнительно-сопоставительный анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании; учебников и школьных программ по истории и обществознанию);опытное преподавание, наблюдение за обучающимися во время образовательного процесса;обобщение собственного педагогического опыта; анкетирование учащихся, анализ продуктов их творческой деятельности Партнерыучителя истории и обществознанияпедагоги гуманитарного цикла и других предметовгородские общественные организации гражданско-патриотической направленности (Центр реабилитации ветеранов локальных войн, ГОО «Дети – фронту», ГОО «Ветеран», ЦДиЮТТ «Патриот», ДОСААФ)обучающиесяродители обучающихсяадминистрация школыЦелевая аудиторияобучающиеся среднего и старшего школьного возрастапедагогические работники школы (учителя-предметники образовательной области «История и обществознание»)классные руководители родителистуденты НГГУ 4-5 курсов, проходящих педагогическую практику в школе Инновационность проекта:Проект реализуется через авторскую учебную модель «Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности», которая разработана с учетом творческого и интеллектуального потенциала учащихся с целью формирования универсальных учебных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования Творчество — это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим.Е. П. Торренс НЕТРАДИЦИОННЫЕФОРМЫУРОКОВ{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ВидыПримеры-урок-экскурсия-урок – семинар -ролевая, деловая игра-урок-викторина-урок-путешествие-урок - дискуссияУрок-путешествие, урок-экскурсия: «В городе богине Афины», «В театре Диониса», «Путешествие по «Вечному городу», «Древний Китай. Чему учил китайский мудрец Конфуций» ,«В средневековом городе», «На торгу в Великом Новгороде», «Москва XVII века глазами иностранца» Урок – викторина: «Петровская эпоха», «Путешествие по цивилизациям Древнего мира»Урок – дискуссия: «Революция: зло или благо?», «Реформы Столыпина: «тихая революция» или напрасные иллюзии?», «Смута: альтернативы развития Российского государства», «Петр I и его преобразования в оценках и суждениях» МЕТОДЫПРОВЕДЕНИЯУРОКОВ{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ВидыПримеры-проектный-проблемный-поисковыйисследовательский-развивающий- метод «мозгового штурма»Информационные, исследовательские, творческие проектыПодготовка мини – исследований, докладов, рефератов, по заданной или самостоятельно выбранной темеЗадания поискового, проблемного, альтернативного характера:- Предположите дальнейшее развитие России в условиях августа 1917 г. Какой была бы судьба России при приходе к власти тех или иных политических сил?Предположите дальнейшее развитие России в случае поражения большевиков в 1917 году; «красных» в гражданской войне.Предположите, что было бы, в случае победы декабристов на Сенатской площади? - Л. Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига на Руси не существовало. Приведите аргументы «за» и «против» данной точки зрения. Аргументируйте свою позицию. ПРИЁМЫРАБОТЫ{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ВидыПримеры-ролевая игра-творческая проектная деятельность-выполнение развивающих заданий-историческое сочинение эссе-воображаемое путешествие-реферат- защита творческих проектов-опережающие задания-проблемные ситуации-использование мультимедийных средств обученияЭлементы ролевой игры: «Перенесемся в Древний Вавилон. На каком языке нам придется общаться? Какую одежду нужно надеть? Что нужно знать о быте и исторических героях этого времени»- “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.Историческое сочинение «Один день из жизни египетского вельможи (фараона, земледельца…)», «На рыцарском турнире», «Поход рыцаря в Святую землю», «На Земском соборе», «В дружине Ермака», «Бородинский бой глазами очевидца», «На Сенатской площади»,«Коллективизация: рукотворная трагедия », «Цена Великой победы»Выполнение творческих заданий после изучения больших тем («Древняя Греция», «Быт средневековых феодалов», «Русские города в XVI –XVII вв.»., «Гражданская война: трагедия страны и народа» и др.) – рисунки, поделкиБанк презентаций, созданных учащимися ВНЕКЛАССНАЯРАБОТАПОПРЕДМЕТУ{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ВидыПримеры-учебные встречи,театрализованные представления,- викториныИгра-путешествие «Солдаты в путь» по станциям «Привал», «Историческая», «Строевая», «Солдатская смекалка»Театрализованные представление «Путешествие по Древнему Египту», «Петровские ассамблеи», «Дорогами войны»Тематические учебные встречи «Сталинградская битва», «Конституция РФ», «Афганская и чеченские войны»Викторина с элементами театрализованного представления «Фестиваль народов мира», ««Дела давно минувших лет» ТЬЮТОРСТВОВРАМКАХУГОЛКАБОЕВОЙСЛАВЫ{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ВидыПримеры-социальные проекты-участие в социальных акциях-поисково-исследовательская работа-взаимодействие с представителями ГОО «Ветеран», «Дети – фронту», центр пожилых людей «Отрада», ЦДиЮТТ «Патриот», Центр реабилитации «Возрождение»- коллективно-творческие дела (КТД)-подготовка гидов-экскурсоводовПоисково-исследовательские, проектные работы учащихся «Украденное детство», «Дети блокадного Ленинграда», «Судьба советских военнопленных», «Трагедия российских немцев: в поисках утраченной родины» на основе личных материалов из семейных архивов, воспоминаний родных и близких учащихся школы,несовершеннолетних тружеников тыла в годы ВОВ.Социальные проекты «От сердца к сердцу», «Я помню, я горжусь» о взаимодействии с ГОО и ветеранах ВОВОрганизация встреч, концертов с членами ГООВолонтерская акция «Дети – детям» в рамках окружного проекта «Твори добро»КТД «Сыны Отечества», «Великая Победа», «Театральная весна» В рамках проекта разработаны:Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использование нестандартных форм обучения и интерактивных технологий.Программа элективного курса «Проблемные вопросы истории России», программа патриотического объединения «Поиск», программа работы Зала Боевой и Трудовой Славы МБОУ «СОШ №3» на 2008-2013гг.Сайт учителя истории Фроловой И.К.Банк творческих, научно – исследовательских, проектных работ и презентаций учащихся 5-11 классов. Диагностика успешности обучения РезультативностьСредний балл на ЕГЭ в 2011-2012 гг. по обществознанию 61 балл, что выше городского уровня; по истории в 2011-2012 гг. – 50 б., в 2012-2013 гг. – 63 б. Лучшие результаты ЕГЭ по истории 70-82 б., по обществознанию 72 - 90 балла.В 2011-2012 и в 2012-2013 гг. двое обучающихся вошли в десятку лучших муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории; Книжников В. в 2011-2012 гг.– стал призером (2 место) муниципального этапа и вошел в десятку лучших участников регионального этапа.В 2011 г. подготовила 3 - х победителей XI городского конкурса научно-исследовательских, творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, чьи работы были опубликованы в сборнике тезисов конкурса.Подготовила 5 призеров Всероссийской дистанционной олимпиады по истории, которая проводилась на портале Минобр. орг. в 2011г., два призера Всероссийской дистанционной олимпиады по истории, проводимой в 2011г. порталом Центра развития мышления и интеллекта .В 2011 и 2012 гг. школьная команда «Будущее Югры» занимала 1и 2 место в городской интеллектуальной многоуровневой игре «Славься Отечество».Подготовила победителей городского конкурса «Защити свои права» в 2009г. и в 2010 г., победителя городской Семейной олимпиады по правам человека в 2011г.В 2010 г. являлась куратором и руководителем участника окружного конкурса научно – исследовательских работ «Открытие мира», где была представлена работа «Украденное детство».Подготовила участника муниципального этапа окружного конкурса «Лидер XXI века», участников конкурса «Я – гражданин России». Наше творчество Наше творчество Творческие работы учащихся Достижения Перспективы дальнейшего развития проектаповышать мотивацию обучения и интерес к предмету с целью раскрытия интеллектуального потенциала, развития творческих способностей обучащихся и возможностей их самореализации; продолжать работу по разработке сайта для организации и проведения дистанционных занятий, мастер-классов с применением технологии интерактивного обучения, а также с целью распространения педагогического опыта; продолжать работу по накоплению материалов портфолио творческих работ обучащихся и опубликованию их достижений на страницах сайта;продолжать успешное взаимодействие и сотрудничество с городскими общественными организациями и учреждениями гражданско- патриотической направленности («Дети – фронту», «Ветеран», центр пожилых людей «Отрада», ЦДиЮТТ «Патриот», Центр реабилитации ветеранов локальных войн, ДОСААФ);продолжать работу по подбору новых актуальных тем и реализации их на уроках и внеурочной деятельности. Литература и используемые источники1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных действий: от действия к мысли - М. : Просвещение, 2010.2. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. //Преподавание истории в школе. -2003, №9 [8, 18, 43]3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М.: 1999. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. -1960.5. Гинзбург М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности //Психология личности: теория и эксперимент. - М., 1982.6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. :2008. 7. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: 2001.8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 19829. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. – СПб.: Питер, 2004.10.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся – Т.1.М. 1991.11. Федеральный государственный образовательный стандарт – Режим доступа: http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=262512. http://his.1september.ru/index.php13.http://www.trainingcity.ru/interest/articles/model_strukturyi_intellekta_dzh._gilforda.html Спасибо за внимание!