Презентация по МХК на тему: Живопись романтизма


Живопись романтизма Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 — начала 19 веков. Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран – romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique – нечто живописно – странное, фантастически – красивое. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Все: живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились осветить высочайшее предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций. Именно с этого момента человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой стали самой главной темой в произведениях искусства, а «размытая» идея всеобщего благоденствия и процветания ушла на «второй план». Живописи романтизма была присуща страшнаяжажда творить всеми возможными способами. Любимыми выразительными средствами романтической живописи стали :яркий , насыщенный колорит , контрастное освещение , эмоциональность манеры , мазка , фактуры. Художники часто прибегали к языку намёков и символов , приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное . Многие художники эпохи романтизма считали , что к пониманиюсущности бытия нужно идти через постижение людей , внутреннегомира человека . Каков же он , человек романтического поколения , запечатлённый на полотнах выдающихсятворцов? Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий ивойн , трагических судеб целых народов . Он совершает героические поступки , способные вдохновить окружающих . Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире . Он гордится внутренней свободой собственного<Я > и в то же время страдает из-за этого . Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм , нерастраченную энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире. он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородныхрыцарей Средневековья . Но , как бы ни был противоречив обликгероя-романтика , в нём утверждается исключительная ценностьчеловеческой личности , её порыв к неограниченной свободеи творческому самовыражению . В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись. Германия Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. Традиционный эталон этого жанра – это работы Отто Рунге. «Жена художника с ребенком» «Мы втроем»Художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры. Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Отто Рунге является автором трактата «Световой круг» или «Световая сфера » (1810г.), в которой художник градирует цветообразование и классифицирует цвета. Трактат положен в основу современной школы живописи. Расколов цветовой спектр на составляющие, Филипп Отто Рунге овладел безошибочной свето - и цветопередачей. Живописец создавал полотна фантастические с сюжетами, наполненными воздухом и пространством: «Большое утро » (1808г.), и совершенная противоположность, ранее созданная, работа в монохромном исполнении сепии - «Утро » (1807г.). «Утро» 1808 г. «Большое утро» Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Каспар Давид Фридрих. Он делал акценты на мощи и силе природы, морских и горных пейзажей, которые созвучны человеку. Он писал горные , морские и лесные пейзажи , давая почувствовать зрителю безграничность и беспредельность высей и далей . Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой . Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление , что человек заброшен сюда какими- то случайностями или превратностями судьбы. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропе . Находясь внутри природы и одновременно теснимый ею, он воспринимается как чуждый для неё элемент. Крошечные размеры человеческих фигур несопоставимы с грандиозными масштабами гор и лесов , безбрежностью морской глади или неба . Принципиально не подписывая и не датируя свои картины , художник лишний раз напоминал , что он является лишь соавтором вечной природы . Меловые скалы на острове Рюген, 1818. «Странник над морем тумана». 1817—1818 гг. На картине изображён странник - сам художник, стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения байронического героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций. В творчество Э. Делакруа и Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописцы создавали пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовались светом и цветом, изображали возвышенный порыв к свободе и борьбе. Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» Находясь под впечатлением событий Июльской революции 1830 г., он сообщал в письме к брату :» «Если я не сражался за родину, то пусть , по крайней мере , буду писать ради неё» .Патриотический порыв , грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ» (28 июля 1830 г.), сочетающей в себе почти протокольную реальностьрепортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Не случайно современники назвали её «Марсельезой французской живописи». Смысловым центром картины становится фигура Свободы -прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке . В единомпорыве она увлекает за собой восставших , придавая силы раненомусолдату , воодушевляя на подвиг детей и взрослых.. . . Эта сильная женщина . . .С хриплым голосом , с огнём в глазах ,Быстрая , с широким шагом ,Наслаждающаяся криками народ а ,Кровавыми схваткам и , долгим рокотом барабанов ,Запахом пороха , доносящимся издал и ,Отзвуками колоколов и оглушающих пушек . . .О. Барбье . Ямбы( Перевод А . Г. Ко нюс) Эжен Делакруа«Клеопатра и крестьянин» «Сирота на кладбище» Эжен Делакруа «Бег свободных лошадей в Риме» Теодор Жерико «Раненый кирасир» Теодор Жерико Испанский художник Франсиско Гойя ( 1746 -1828 ) стал свидетелем Наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию . В 1808 г . в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом .Произведения тех лет сопровождали подписи : «Я видел это!»,« Нельзя стерпеть». Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилась обвинительным актом художника злу и насилию . Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Тёмная , беспросветная ночь опустилась на пустырь площадиМанклоа в Мадриде . Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ - расстреляла без суда и следствия ни в чём не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего . Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев . В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. В центре картины - рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой рубахе. Он стоит, широко раскинув крестом руки, напоминая распятого Христа. На фоне происходящего он выглядит символическим напоминанием о справедливом грядущем возмездии. Гойя поднимается над достоверностьюисторического факта, утверждая нравственное превосходство непокорённого народа , показывая стойкость и красоту его духа . РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ (1820 – 1850) Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли.Иоганн обратил внимание на фантастические сюжеты, мир снов и иллюзий. «Ночной кошмар» «Титания обнимающая осла» «Безумная Кейт» «Тишина» Джон Констебль Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке. В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них. Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали. Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи. «Замок Хэдли» «Стоухендж» «Морской берег в Брайтоне» Д/з:подготовить доклад на темы:«Живопись романтизма»«Музыка романтизма»«Литература романтизма»«Историко-политические предпосылки романтизма»«Природа и человек в произведениях романтизма»