Презентация к уроку-исследованию литературы 10 класс Народ в споре о счастье


Народ в споре о счастье «…Кому живётся весело - вольготно на Руси?»Выполнили:Анохина В.Бадалян С. Дорофеева. Дмитриева Л,Муравьева Н. Мусатова Н. учащиеся 10 в класса МОУ «Оборонинская сош»


Темы исследований«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»Нашли ли мужики на Руси счастливого? Ход исследованийСчастье в понимании крестьян-правдоискателей.Счастливы ли поп и помещик?Яким Нагой.Ермила Гирин.Савелий – богатырь святорусский.«Счастливая» Матрёна Тимофеевна.«Народный заступник» Гриша Добросклонов.Две возможные дороги к счастью. История создания поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна. Героем этой поэмы он избрал весь русский народ, все многомиллионное «мужицкое царство». Такой всенародной поэмы еще не было в России. Некрасов начал писать ее сразу же после «освобождения» крестьян, в пореформенную эпоху, в 1863году. Что изменилось? По сути крестьяне исполняли те же самые повинности, какие существовали и при крепостном праве. В своей поэме Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о совести, о правде, о доле, о счастье. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы :«Кому на Руси жить хорошо?»



Необычен сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Семеро крестьян затевают спор о том, каким слоям населения «на Руси жить хорошо», определяют совместно эти группы и решают опросить представителей всех названных групп.
Поп Поп, который первым встречается мужикам, очень убедительно доказывает им, что его жизнь нельзя назвать счастливой. В самом деле, какой попу покой, если в любое время дня и ночи он вынужден идти к умирающему или больному, на крещение или венчание. Уважения к попу у прихожан не так много, а уж о достатке поп и говорить не хочет не стало житья привольного попу после отмены крепостного права, поскольку богатые помещики перевелись, а «крестьянин сам нуждается и рад бы дать, да нечего…». Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные нормы жизни, и счастье: «покой, богатство, честь» - недостижимо. Помещик Мужики с надеждой ждут ответа помещика: счастлив ли он? Но ответ помещика Оболта -Оболдуева, жалующегося мужикам на свою разбитую жизнь, не оставляет никаких сомнений. В прошлом его род был «известен, знатен и богат»: «...Жили мы, как у Христа за пазухой. И знаем мы почет», - вспоминает помещик. Но после отмены крепостного права, все рухнуло: «разобран по кирпичику красивый дом помещичий», «обширный сад...под топором крестьянина весь лег», «поля - недоработаны, посевы - недосеяны , порядку нет следа!» - от такого описания возникает только уныние и грусть, и никакого счастья.
* * * В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь ПОП и ПОМЕЩИК, в черновике еще ЧИНОВНИК. Все они считают себя несчастливыми. Но ведь нелегко было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они. Яким Нагой Яким Нагой представляет ту часть крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Яким говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а о всём мире тружеников.Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Он уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. У него есть представление о сути крестьянской жизни, своё, крестьянское чувство чести и собственного достоинства: Постой, башка порожняя! Шальных вестей бессовестных Про нас не разноси!.. Яким видит и общественную несправедливость: Работаешь один, А чуть работа кончена Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!В словах Якима о народной душе звучит грозное предупреждение: У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная – Гневна, грозна, и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…Таким образом, Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно. Ермила ГиринОсновные качества, которыми автор наделят Ермилу, - неподкупная честность и природный ум. По словам крестьян, Ермила Гирин В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал. В семь лет не тронул правого, Не пропустил виновному, Душой не покривил…Ермила имел всё, что требуется для счастья: спокойствие, деньги, почёт. Но почёт «не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». В порыве раскаяния и мук совести, когда он вместо брата хотел сдать в рекруты сына Власьевны, чуть не покончил жизнь самоубийством. В эпизоде с покупкой мельницы раскрывается не только доверие крестьян к Ермиле, но и высокая честность всего крестьянства (оставшийся рубль)Крестьяне поддержали Ермилу в борьбе с купцом Алтынниковым, но и Ермила не побоялся острога, а выступил на стороне крестьян, когда его авторитет хотели использовать власти для подавления крестьянского восстания. Мы догадываемся, что он возглавил это восстание. ____________________________________________Размышления о счастье попа, помещика и Ярмилы заставляет задуматься о том, что люди понимают счастье по-разному:счастье попа и помещика – жить чужим трудом, Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почёт» – нужно, чтобы каждый это имел. Савелий – богатырь святорусскийВ центре своей эпопеи Некрасовнедаром поставил «Савелия, богатыря святорусского», человека огромных сил. По убеждению поэта, таких богатырей в русском народе миллионы: И гнется да не ломится, Не ломится, не валится… Ужли не богатырь?Савелий - первый в поэме стихийныйнародный богатырь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». К сожалению, он временами проповедует терпение и смирение.Он богатырь-тугодум. Что победит? Савелий умирает со словамио безнадежности крестьянской судьбы. И все же этот образоставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски посвободе. Не зря ведь и мужикам-странникам так полюбилось слово Савелия «Наддай!».









Человек, которого нещадно драл купец, над которым издевался немец Фогель, которому на долю выпало «лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения», не утратил своих глубоко человечных качеств.Эпитет «богатырь святорусский», сопутствующийСавелию,сближает его со Святогором, поднявшим тягу земную.Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силы, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но самых неподвижных героев русского эпоса.Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. Счастье в понимании Матрёны Тимофеевны Матрена Тимофеевна тоже стоит в ряду счастливых. А счастливой ее называют потому, что не сломалась под ударами судьбы. Она выносит все: попреки мужниной родни, страшную смерть ребенка, голод, холод. И несмотря ни на что, сумела эта женщина сохранить чуткое сердце, отзывчивую душу. Не в этом ли счастье?Матрена Тимофеевна считает, что «…не дело - между бабами счастливую искать». А главное, что поддерживает веру в возможность светлой народной судьбы, -это свет красоты, чистоты, нравственного величия, идущий от этого образа и озаряющий всю поэму: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото, Сердце народное!










Матрёна Тимофеевна – крестьянка новой эпохи и нового поколения в её душе растёт протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, решительная.В заключение Матрёна Тимофеевна рассказывает бабью притчу о ключах от женского счастья: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!Но Некрасов сам указывает на то, что «ключи от счастья женского» должны найтись. В одной из песен ГришиДобросклонова мы слышим слова уверенности в этом. Обращаясь к родине-матери, он говорит: И ношу твою облегчила судьба, Сопутница дней славянина! Ещё ты в семействе покуда - раба, Но мать уже вольного сына! Народный заступник Гриша Добросклонов В центре главы «Пир - на весь мир» - «народный заступник» юноша Гриша Добросклонов. И на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» автор отвечает: «Грише».Счастье отдельной личности – только в служении народу. До такого счастья поднимается только он, сознавая, что путь к нему лежит через университет, чахотку, Сибирь.







Гриша Добросклонов – типический образ революционера, борца за народное счастье, «народного заступника». Гриша мечтает о народном счастье, как о своём собственном, личном. Не надо мне не серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно – весело На всей святой Руси!Не личное обогащение, а благополучие всего народапринесёт Грише и близким ему по убеждению людям подлинное счастье. Две возможные дороги к счастью.Есть в поэме песня о двух дорогах, которые перед человеком, вступающим в жизнь. По какой, с кем и за кем идти - вот вопрос.По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти «громадная, к соблазну жадная идет толпа». Но такое счастье презирает поэт. Не привлекает оно и его героев –правдоискателей. Им видится другой путь, иное счастье: Другая - тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные…По этой трудной дороге шел сам поэт и его любимые герои.В последних главах поэмы Некрасов показывает нарастание в народе чувства человеческого достоинства, гордости, душевной силы. И крепнет вера, что близко время добрых песен: Рать подымается, Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!











Нашли ли крестьяне на Руси счастливого?Замысел Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, не вызывающим никаких сомнений в своей правдивости. Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: « А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?- А вы как думаете?Некрасов улыбался и ждал.Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А, Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал из поименованных в начале поэмы счастливцев.- Этому? спросил я.- Ну вот! Какое там счастье!И Некрасов немногими, но яркими чертами бесчисленные чёрные минуты и призрачные радости названного мною счастливца.- Так кому же? – переспросил я.И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнёс с расстановкой: - Пья-но-му!Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову, Заплатову, Дырявину, Разутову, Знобишину. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с круга человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо. Информационные ресурсы.Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»Качурин М.Г. , Мотольская Д.К. Русская литература 10 класс. Иванова Ю.С. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации.Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М., «Русская Редакция», 2005.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. Издание 3-е исправленное и дополненное, 10 класс. М., «ВАКО»,2003. Мальцева К.В. Изучение произведений Некрасова в школе. Учпедгиз, М., 1956.