Презентация Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира


Презентация учителя начальных классовМКОУ СОШ №11Масловой Л.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [2, с. 27]. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, т.е. научить научиться УУД это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон. Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. УУД личностные регулятивные коммуникативные Познавательные УУД обеспечивают способностьк познанию окружающего мира готовность осуществлять направленный поиск обработку и использование информации познавательные 22 Проблема исследования Каковы педагогические условия формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира? Цель исследования Выявить особенности формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира . Объект исследования Процесс обучения младших школьников на окружающего мира. Предмет исследования: Проектная деятельность как способ формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования Формирование познавательных учебных действий младших школьников будет осуществлено в результате участия ребенка в проектной деятельностиреализация которой может быть осуществлена:если будет желание самого учителя использовать данную технологию; если учащиеся будут мотивированы на занятия проектной деятельностью; если будет проведена диагностика сформированности познавательных учебных действий при осуществлении проектной деятельности. Задачи исследования: раскрыть психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках окружающего мира;дать характеристику познавательных универсальных учебных действий;рассмотреть особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира;проанализировать возможность современных учебников и программ для формирования познавательных учебных действий на уроках окружающего мира;определить критерии оценки уровня сформированности познавательных учебных действий учащихся в процессе проектной деятельности;определить способы диагностики сформированности познавательных учебных действий;разработать методические рекомендации по использованию проектной деятельности младших школьников для развития познавательных учебных действий. Сроки проведения проекта: сентябрь 2008г. – сентябрь 2013г.Формы представления результатов:1. Аналитический материал.2. Диагностический материал.3. Методический материал. Этапы подготовки и проведения проекта № Название этапа (подтемы) Сроки 1. Подготовительный этап. Изучение истории и теории вопроса. Сентябрь-ноябрь 2008 года 2. Основной этап.Проверка гипотезы на основе накопления знаний по изучаемой проблеме и разработка методических материалов. декабрь 2008 года – май 2010 года 3. Заключительный этап.Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний. Сентябрь 2010 года – май 2011 года Методы исследования общетеоретические (анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы);эмпирические (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическая диагностика;статистические (количественный и качественный анализ данных исследований). Научная новизна Предпринята попытка рассмотреть различные аспекты проектной деятельности младших школьников с учетом особенностей построения образовательного процесса в начальной школе. Проектная задача рассмотрена не только как один из способов реализации проектной деятельности на уроке, но и как инструмент мониторинга сформированности ключевых компетенций. Практическая значимость исследования Определение различных видов организации проектной деятельности. Возможность использовать метод проектов в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.Проектная задача предложена как инструмент мониторинга сформированности познавательных учебных действий. Остановлюсь более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.Например, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать;научиться сознательно формулировать проблемы;в завершении, проконтролировать его. Познавательные УУД – основа всех основ.Они закладываются в дошкольный период и формируются на протяжении всего периода обучения. Формировании УУД Мотивация:целеполагание2. Актуализация знаний:логические(анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация)3.Изучения новых знанийлогические постановка и формулирование проблемыструктурирование знанийосознанное и произвольное построение речевого высказыванияработа с информацией 4. Первичное закрепление логическиеизвлечение необходимой информациимоделирование и преобразование моделей разных типовиспользование знаково-символических средствустановление причинно-следственных связейосознанное и произвольное построение речевого высказыванияпостроение логической цепи рассуждения 5. Самостоятельная работа логическиеизвлечение необходимой информациииспользование знаково-символических моделейвыполнение действий по алгоритмуосознанное и произвольное построение речевоговысказываниядоказательство Формировании УУД 6.Включение в систему знаний и повторениелогическиепонимание текстов, извлечение необходимой информациимоделирование, преобразование моделейиспользование знаково-символических средствустановление причинно-следственных связейсамостоятельное создание алгоритмов деятельностидоказательство Формировании УУД Умения работать с информацией Извлекать информацию из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)Перерабатывать информацию для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продуктаПреобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и другие) и выбирать наиболее удобную для себя форму ТЕКСТОВАЯ ЧИСЛОВАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ЗВУКОВАЯОКРУЖАЮЩИЙ МИР - ЭТО ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ, РИСУЮЩИЙ ШИРОКУЮ ПАЛИТРУ ПРИРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БУДЕТ ИЗУЧАТЬСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТАХ. Информация (по форме представления) Работа с иллюстрациями учебника Рассматривая рисунки учебника, школьники учатся:понимать иллюстрациювыявлять из нее информациюпреобразовывать её Текстовая информация II этапПоследовательное чтение каждого абзаца текста и выделение необходимой информации III этапПовторное чтение I этапЧтение заголовка текста и осознание цели дальнейшего чтения IV этапТрансформация текстовой информации Алгоритм чтения учебных текстов Как устроен глобусУменьшенная модель земного шара - глобус - даёт наглядное представление и о форме Земли, и о её вращении вокруг оси. Для этого через центр глобуса проходит ось, вокруг которой его можно вращать. Эта ось наклонена точно так, как наклонена воображаемая ось Земли при её движении вокруг Солнца. Глобус следует вращать против часовой стрелки. Ось проходит через две точки на поверхности глобуса, называемые полюсами.Словно сеткой, окутан глобус разными условными линиями, которые помогают ориентироваться на поверхности Земли. Одни линии сходятся у полюсов - это меридианы, другие проходят параллельно друг другу - это параллели. Если двигаться по любому меридиану, то попадёшь или на самую северную точку земного шара - Северный полюс, или на самую южную - Южный полюс. По параллелям мы узнаём направление на запад и восток. Одна из параллелей условно делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Эта линия называется экватором. Экватор выделен на глобусе ярче других параллелей. Длина экватора на ! поверхности Земли около 40 000 км. Кроме линии экватора, на глобусе ярко отмечены два меридиана, которые условно делят Землю на западное и восточное полушария. Из истории глобуса.Уже в Древней Греции были сделаны первые уменьшенные модели земного шара. Модель Земли получила название «глобус», что в переводе с латинского означает «шар». До наших дней сохранился один из глобусов, изготовленный в конце XV века немецким путешественником ! Мартином Бехаймом. Деревянный глобус Бехайма имеет диаметр примерно 51 сантиметр. Снаружи он оклеен пергаментом и ярко раскрашен. На нём нанесены Азия. Европа и Африка. Атлантический и Тихий океаны изображены единым океаном. Америки на этом глобусе нет. Во времена Бехайма о ней в Европе ещё не знали.В Москве в Историческом музее хранится глобус, который был подарен в год рождения Петра I его отцу царю Алексею Михайлович голландским посольством. Это был медный шар диаметром 1 метр 70 сантиметров. Позже Петру I был подарен глобус диаметром 3 метра 50 сантиметров. Снаружи на нём была изображена поверхность Земли, а внутри - звёздное небо. В этот глобус могли войти одновременно 10-12 человек. ! В Париже хранится громадный глобус диаметром 12 метров (с четырёхэтажный дом), изготовленный в XIX веке. Таблицы, диаграммы - преобразование информации из одной формы в другую. Виды работ с таблицами:чтение готовых таблиц, сравнение и обобщение информации Ответь на вопросы, пользуясь таблицей. 3 № Название планеты Диаметр планеты в км Расстояние от Солнца в млн. км 1 2 3 4 5 6 7 8 9 МеркурийВенераЗемляМарсЮпитерСатурнУранНептунПлутоне Самостоятельное заполнение готовых таблицЗаполни таблицу с помощью отрывного календаря Заполни таблицу и составь рассказ о занятиях людей в лесной зоне.Чем еще важен лес для человека?Что всего страшнее лесу? Какие советы ты бы дал людям, чтобы сохранить леса? Богатства лесной зоны Занятия людей Большие запасы древесиныДостаточно плодородные почвыЛуга богаты сочными травамиЕсть полезные ископаемыеКрасивая природаРаскрыты не все тайны Д Дата 23сентября 22 декабря 21 марта 22 июня ВосходЗакат Виды работ с диаграммами чтение информации, заданной с помощью столбчатых (круговых) диаграмм Нарисуй и сравни состав воздуха над заводом, лесом в комнате Азот - Кислород -Углекислый газ -Водяной пар - Пыль, сажа - Ядовитые газы - Пыльца растений - Бактерии - яд Месяцы (январь – декабрь) Достраивание готовых столбчатых диаграмм Планирование исследований, сбор и представление полученной информации с помощью диаграмм ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ(7) Отмечай наблюдения за погодой на диаграммах и графиках. СЕНТЯБРЬ Составь диаграмму месяцев рождения учащихся своего класса. Количество учащихся Проектные задачи как общий способ организации мониторинга образовательного процесса в классе Учебная Проектная Поиск общего способа (понятия) для решения большого круга частных задач Поиск из существующих способов действия того способа, с помощью которого можно решить КПЗ Решается в искусственной, учебной ситуациивсем классом Решается в приближенной к реальной ситуации в малой группе «Продукт» - модель «Продукт» - реальный, конкретный Проект «Почему я занимаюсь спортом?» Автор: Ефремов ДанилУченик 2Б классаМКОУ СОШ №11С. Красногвардейского Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным» учеником Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет:Пусть будет добрым ум у Вас,А сердце мудрым будет С.Маршак