Презентация к классному часу Памяти Героя Советского Союза Амет-Хана Султана


Амет-Хан Султан - дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный летчик Франции, Почетный гражда­нин городов Ярославль, Мелитополь, Алупка и Республики Крым. Аметхан Султан родился в 1920 году в Алупке. Их дом, расположенный у подножия гор, напоминал гнездо ласточек. Отец - Султан, лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать Насибе Садла - крымская татарка. Еще в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов, паривших над вершинами Ай-Петри. Амет часто помогал отцу пасти коз и взбарался на самые высокие вершины горы Ай-Петри, за что его часто наказывала мама. Она была доброй женщиной, но очень переживала за своего сына- сорванца. Летное училище он закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В выпускном аттестате была написана краткая характеристика: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив». Для дальнейшей службы Амет-Хан был направлен в Белоруссию, в Бобруйск. Довольно скоро его перевели в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, расположенного под Кишиневом. Летал на машинах И-15 и И-153.  В первый день Великой Отечественной войны Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов разведывательно-штурмового характера. Дальнейшие вылеты были уже на юге Украины, а осенью 1941 года Амет-Хан участвовал в операциях под Ростовом-на-Дону. В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, наш летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте. Этот подвиг прославил воина. Спустя несколько дней его пригласили в Ярославль, где на Советской площади (на которую для всеобщего обозрения были выставлены остатки «Юнкерса») Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами Именные часы Амет-Хан Султана Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-Хан был сбит, но снова спасся на парашюте.С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны. С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны. В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза. В 1951 году получил звание летчика-испытателя 1 класса. Испытывал экспериментальные модели – истребитель-перехватчик И-320, пробовал на прочность КС-1 «Комета». Принимал участие в тестировании катапульты, разрабатывал дозаправку самолетов в воздухе. В феврале 1953 года был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 1958 году на самолете НМ-1 поднялся в стратосферу – со скоростью, значительно превышающей скорость звука. Принимал участие в подготовке космонавтов, создавал на борту состояние невесомости около 6 минут, что до сих пор является рекордом. За 25 лет работы испытал более 100 видов летной техники, проведя в воздухе 4237 часов. Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…» Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. Бюст установлен в крымском городе Алупка (на бульваре Амет-Хана Султана). Открыт в конце 1950-х годов Бюст героя, выполненный из бронзы, установлен и в Алупке, есть мемориальная доска в Дагестане, в городе Каспийске. Его именем названа горная вершина в Дагестане, улица в Алупке, Жуковском и Волгограде. В Махачкале в честь героя назван проспект. Также его имя носят две школы – 27-я в Махачкале и 8-я в Каспийске. Есть инициатива назвать его именем аэропорт в Симферополе. Памятная доска Амет-Хану на Симферопольском вокзале, где будущий герой работал в паровозном депо в 1938-1939 годах АвторЦуркануВиола Александровна10 классМБОУ «Сенокосненская школа-детский сад»Учитель Козырева Т.П.Дата создания: 05.11. 2015г.