Презентация к тематическому педсовету Современные походы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО


Тема педсовета:«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО» «Деятельность учителя на уроке в условиях введения ФГОС»Заместитель директора по УВР ГБОУ СШ №4 им. В.П. Глушко Климова Наталья Юрьевна Прогнозируемые цели педсовета: углубить знания о концептуальных подходах ФГОС;2)выявить различия между традиционной системой построения урока и инновационной;3) познакомиться с опытом работы педагогов, работающих с учётом требований ФГОС;4) учиться планировать и проводить инновационный урок. ФГОС Новая школа – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…» Компетентностно - ориентированный подход предполагает выполнение обучающимися на уроках определенных действий. Таких как:– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;– заниматься самообразованием;– работать с различными базами данных, документацией;– добывать информацию;– иметь собственное мнение;– понимать позицию других людей;– оценивать жизненную ситуацию;– определять рациональное потребление;– оценивать поступки, вредные привычки;– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;– принимать решения;– уметь прийти к общему мнению;– работать в группах;– уметь организовать свою работу;– нести ответственность за поступки;– устоять перед трудностями и т.д. Компетентностно - ориентированный подход предполагает деятельность учителя на уроках должна быть направлена на:– использование в работе интерактивных технологий;– проведение нестандартных уроков;– организацию исследовательской работы;– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;– отслеживание динамики развития учащихся;– пропаганду достижений науки и культуры;– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;– проведение консультаций по поиску необходимой информации;– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;– подготовку заданий творческого характера;– стимулирование высказывания собственных мыслей;– использование диалогических методов в работе;– разработку заданий разного уровня;– создание проблемных ситуаций;– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;– организацию работы в парах и группах переменного состава и др. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О О Смещение целей образования.Вспомним этапы развития образования как одной из основных сторон человеческого общества:ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО Человек-природа Человек старший – человек младший КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О О Смещение целей образования. Индустриальное общество XVI –XVII вв. Человек-машина КЛАССНО-УРОЧНАЯ система Я.А.Коменского Репродуктивный метод обучения КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О О Смещение целей образования. Информационное общество XXI вв. От человека-исполнителя к человеку-СОЗИДАТЕЛЮ Системно-деятельностный подход Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться», т.е. сформировать УУД. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);  учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:  связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;  привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;  оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениеметодики Чемуучить?Изменение содержания Зачем учить?Ценности образования Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий ФГОС «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века. Урок современного типа В широком значении (УУД) «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. «Плюсы» традиционного урока «Минусы» традиционного урока Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку на традиционном уроке. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда. Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость. Меньше тратиться времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель. Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества Недовольство родителей преподаванием в школе. Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность. Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС Как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) ФГОС ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи; урок должен быть добрым. В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. ФГОС Какой же он,современный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность . В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:  Технология исследовательского обучения  Использование проектной методики  Технология развития критического мышления  Применение ИКТ  Проблемное обучение  Разноуровневое обучение  Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)  Здоровьесберегающие технологии  Система инновационной оценки «портфолио». ФГОС «Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление». И.В.Гёте ФГОС «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Толстой Л.Н. Проект решения педагогического совета: Обобщить опыт учителей школы, применяющих современные подходы в преподавании, работающих по ФГОС, с целью передачи опыта и создания единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС): создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов, программ). Время педсовета истекло…Мы вам, коллеги, благодарныЗа то, что встретили теплоИ поработали ударно! Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»)- совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Компетентностная парадигма - осознание бессмысленности бесконечного расширения передаваемой информации, которая, с одной стороны, лавинообразно нарастает, с другой – быстро устаревает. При этом ожидаемым результатом образования является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством компетенций. Налицо стремление подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их применения