Развитие креативности учащихся через организацию проектной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности


Проблемный вопрос проекта: «Какой он, один день без музыки?» Авторы проекта:Ишунина Софья, ученица 2 классаКостякова Софья, ученица 2 классаУгдыжекова Дарья, ученица 2 классаШархапова Дарья, ученица 2 классаХудякова Ульяна, ученица 2 класса Тема исследования:Без музыки нам не прожить ни дняБез музыки нам не прожить ни дня,Она звучит повсюду, она – внутри меня.Мы с пеньем птицы радостно встаём,И музыка сопровождает нас во всём.Бежим вприпрыжку под заливистый звонок – Ведь это МУЗЫКА зовёт нас на урок!И в праздники, и в будни, и в радости, и в горе – Она – наш лучший друг на жизненном просторе! Цель работы: определение роли музыки в жизни человекаДля достижения цели были поставлены следующие задачи:Собрать и проанализировать материал по заданной темеРассмотреть примеры великих людей и значение музыки в их жизниИзучить место музыки в жизни современного школьника Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ни одного дня без музыки человек прожить не может, его жизнь неразрывно связана с музыкой, которая является ежедневным спутником жизни.План исследования:Рассмотреть, какое место занимает музыка на разных этапах человеческой жизни.Изучить место музыки в жизни великих людей.Провести тест с одноклассниками, направленный на изучение значения музыки в их жизни.Сделать вывод, ответить на проблемный вопрос. 1. Человек и музыка Музыка – олицетворение всего самого прекрасного в мире. Язык музыки – мелодия, это язык нашей души, нашего сердца. С момента зарождения человека, находясь внутри матери, ребенок уже слушает музыку и реагирует на нее: пинается, когда слышит резкую, громкую музыку, или радуется, когда слышит нежность и тепло в музыке. Ребенок родился на свет, и снова он окружен теплым, бархатным, нежным звуком колыбельной песни. Многие из вас когда-то засыпали под колыбельную песню ваших мам, бабушек. Сколько любви и нежности звучит в мелодиях этой песни. Подрастает человек, и вновь музыка ежедневно рядом. В детском саду, школе, училище, ВУЗе, человек так или иначе встречается с музыкой: музыкальное занятие, урок музыки, музыкальное мероприятие или конкурсы, и верный друг – МУЗЫКА снова с нами. Минуты грусти, одиночества, неразделенной любви, или радость, счастье, восторг мы делим с музыкой, которая звучит из ТВ, радиоприемника, плеера, отражая наше душевное состояние. Свободное время, досуг, выходные мы проводим рядом с музыкой – ходим в театр, на концерт, в филармонию и наш верный друг музыка с нами.Даже провожая человека в последний путь, звучит траурный марш, МУЗЫКА.Таким образом, проанализировав место музыки от начала жизни человека и до последних дней, пришли к выводу, что музыка занимает важное место в жизни человека и неразрывно связана с разными этапами его жизни. Я не физик. Я - знаменитый скрипач.2. Музыка в жизни великих людейАльберт Эйнштейн Альберт Эйнштейн не просто любил музыку, музыка была важной частью его жизни. Великий физик, вообще, был убеждён, что между музыкой и физикой есть много общего. «Физика раскрывает неизвестное в природе, - говорил он, - а музыка - в человеческой душе. Это два метода познания мира». Музыка, игра на скрипке была рядом с Альбертом Эйнштейном всю жизнь. Альберт вырос в музыкальной семье. Учился игре на скрипке с 6 лет. «Но по настоящему я стал заниматься игрой на скрипке,- писал он, - с 13 лет, когда влюбился в сонаты Моцарта». Музицирование стало для Эйнштейна самым большим удовольствием. «Однажды, когда Альберт был ещё студентом, - вспоминает его приятельница, - он услышал, как в соседнем доме кто-то играет на фортепиано сонату Моцарта. «Кто это играет?- спросил он. «Там живёт учительница музыки». Альберт достал скрипку и ни слова не говоря кинулся на звуки фортепиано. Дверь оказалась незапертой и пианистка была ошеломлена, когда неизвестный молодой человек ворвался к ней в дом с криком: «Играйте, играйте дальше». Позже они с этой учительницей музыки часто играли вместе дуэтом. В другой раз в Цюрихе в 1921 году Эйнштейна пригласили выступить с лекцией о теории относительности. Каково же было изумление и радость публики, когда известный физик вышел со скрипкой и предложил послушать вместо лекции сонату Моцарта. И ещё одна любопытная история. Эйнштейна пригласили выступить на благотворительном концерте в небольшом немецком городке. Он сыграл на скрипке «Чакону» Баха. Местный журналист, присутствовавший в зале, поинтересовался у соседа: «Кто это играет?». «Вы что, не знаете? Это же сам Альберт Эйнштейн». На другой день в местной газете появилась заметка о концерте, где было сказано, что выступал известный виртуоз-скрипач Альберт Эйнштейн. Великий физик потом долгое время показывал всем эту заметку и радостно говорил: «Вы видите, я не физик. Я знаменитый скрипач».Альберт Эйнштейн (1897-1955г.г.) Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, чья музыка помогла не только ему самому, но и последующим поколениям. В 1792г., в возрасте 22 лет Бетховен поселился в Вене, где жил до конца своих дней. Имя Бетховена получает известность. Он завоевывает всеобщее признание. В это же время композитора постигло страшное несчастье – его поразила глухота. Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги, глухота… Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом… Со всеми испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Свои эмоции, переживания, боль, отчаяния и веру в победу он выразил в известных произведениях, таких как: «Симфония № 5», «Соната № 14» , увертюра «Эгмонт». Они помогли ему жить. Его девиз: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» отразился в музыкальном творчестве. Девятая симфония - венец всего творчества Бетховена. Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Композитор стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Одна из певиц повернула его лицом к залу, и он увидел успех своей симфонии». Расчувствовавшись, Бетховен падает в обморок. Уже более двух столетий живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди? Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него. Так, чешский писатель-антифашист, Юлиус Фучик, который был арестован гестапо, но чудом выжил, обращаясь к музыке Л. Бетховена. Именно о теме судьбы из его «Симфонии №5» он говорит: «Верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена» (из письма Фучика родным).Во время трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой, обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе... И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, плывшего на «Титанике», дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли... Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушала страдания гибнувших людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, сохранить им душевное равновесие, человеческое достоинство…. Дмитрий ДмитриевичШостакович (1906- 1975)Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из крупнейших композиторов XX века. В первые недели Великой Отечественной Войны, которую композитор встретил в своём родном городе — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъёмом, хотя писать симфонию получалось урывками. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. 9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал» Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. Вывод: рассмотрев примеры жизни и творчества великих людей, мы пришли к выводу, что музыка в их жизни имела решающее значение: Эйнштейн гордился тем, что был еще и музыкантом и нашел общие черты в музыке и физике, благодаря музыке, способной высекать огонь из человеческих сердец, выжил Л. В. Бетховен, его музыка помогала другим людям в трудную трагическую минуту оставаться сильными, смелыми, героическими, а Шостакович не испугался пуль и снарядов, и писал свою симфонию в блокадном Ленинграде. Она стала для Ленинградцев «символом веры в грядущую победу», укрепила их дух и подарила новые силы в борьбе с врагом. 3. Практическое изучение места музыки в жизни современного школьника. Следующим шагом нашего исследования, стало изучение места музыки в жизни наших одноклассников. С этой целью, мы предложили ответить им на следующие вопросы:1.Как часто ты слушаешь музыку? (ежедневно, 2-3 раза в неделю, редко)2.Для чего человеку нужна музыка?3.Какие стили или направления музыки тебя наиболее привлекают?В исследовании принимали участие 32 ученика 2 б класса. Результаты тестирования отражены в таблице 1.Вопросыежедневно2-3 раза в неделюредкоКак часто ты слушаешь музыку?293______Для чего человеку нужна музыка?Расслабляться и отдыхать – 16 человек,Чтобы не было скучно – 5 человек,Послушать любимую группу(певца и др) – 8 человек,Чтобы было хорошо – 3Какие стили или направления музыки тебя наиболее привлекают?Поп – музыка – 13 человек,Рок – музыка – 1 человек,Классическая музыка – 9 человек,Любая хорошая – 9 человек Вывод: результаты исследования учащихся 2 б класса, позволили сделать вывод о том, что практически все ребята ежедневно слушают музыку, которая помогает им отдохнуть, провести хорошо время, послушать любимого исполнителя. Учащиеся слушают музыку разных стилей и направлений: от классической до современной. Выводы: Таким образом, рассмотрев место музыки на разных этапах человеческой жизни, мы пришли к выводу, что музыка занимает важное место в жизни человека и неразрывно связана с разными этапами его жизни. Изучив примеры великих людей и значение музыки в их жизни, узнали, что музыка помогала в трудную минуту, укрепляла веру людей, давала силу жить. Исследования младших школьников с целью выявления роли музыки в жизни современного ученика показали, что все ребята ежедневно слушают музыку, которая помогает им отдохнуть, провести хорошо время, послушать любимого исполнителя. Полученные в работе данные подтверждают нашу гипотезу о том, что ни одного дня без музыки человек прожить не может, его жизнь неразрывно связана с музыкой, которая является ежедневным спутником его жизни. Проблемный вопрос проекта: «Какой он, один день без музыки? Нам кажется, что многие люди недопонимают силу музыки. Хотя музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Представьте на миг, что было бы, если бы из окружающего нас мира исчезли все звуки, которые его наполняют? Прекратили петь птицы, бесшумно пошел дождь, перестали журчать ручьи, стало не слышно ветра и шума деревьев – вдруг весь мир погрузился бы в молчание. Музыка настолько органично вплетена в жизнь людей, что мы ее даже не замечаем, но если бы она вдруг исчезла, если бы утихли все окружающие нас звуки – мы бы это вмиг ощутили. Человечество сразу бы лишилось главного: эмоций, теплоты. Мы доказали, что ни одного дня без музыки человек прожить не может, его жизнь неразрывно связана с музыкой, которая является ежедневным спутником его жизни. А один день без музыки – это день без эмоций, теплоты, любви, чувств. Это серый и мрачный день без радости и счастья.