Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения, как одно из условий формирования ключевых компетенций у учащихся младшего школьного возраста


Тема: Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения, как одно из условий формирования ключевых компетенций у учащихся младшего школьного возраста Актуальность темы обусловлена тем, что в соответствии с заявленной целью и задачами 12-и летнего общего среднего образования настоящим стандартом регламентированы следующие образовательные результаты: социализация обучающихся, метапредметные результаты, предметные результаты обучения. Для реализации данных результатов перед школой стоит задача воспитать компетентную личность со сформированным позитивным мировоззрением, с расширенными социальными связями, с отношениями нового типа с окружающими, подготовленности к личностному самоопределению. В условиях традиционного урока это невозможно, а именно использование инновационных технологий делает не просто урок в обычном понимании, а урок как процесс познания, включающий в себя несколько аспектов. Одной из таких технологий является проект В условиях данного проекта:во-первых, урок становится активным и взаимодействующим познавательным процессом, в котором учащиеся становятся ответственными не только за результат своей деятельности, но и за результаты работы своих товарищей и даже учителя;во-вторых, процесс и содержание урока становится творческим, основывается на поисково-эвристическом принципе и направлены на самостоятельное «добывание» знаний, «выращивание» понятий, дефинирование, осмысление изученного;в-третьих, процесс обучения, воспитания и развития учащихся на уроке - это активная, здоровая форма деятельности, где каждый участник имеет «право на ошибку», «право на собственное решение, мнение», «право быть критичным» и т.д.;в-четвертых, - урок RWCT это процесс рефлексивно-аналитической деятельности учащихся, основанной на мониторинге процесса понимания. Уроки и знания - это всегда новое, неожиданное, интригующее, ведь дети не знают заранее, что будет происходить на уроке, и могут привнести элемент неожиданности в саму его структуру. Такие уроки требуют от учителя «думать на ходу» в двух планах:— думать вместе с учащимися над обсуждаемыми вопросами;— думать о том, как и что, изменить в подготовке урока, как менять его ход, когда события разворачиваются иначе, чем планировалось. Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.Предмет исследования: являются условия формирования ключевых компетентностей Цель ОЭР: формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста. Задачи ОЭР:уроки литературного чтения в проекте RWCT должны способствовать развитию ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста;изучить передовой психолого-педагогический опыт по теме;определить критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста в условиях проекта RWCT;разработать уроки по теме. Гипотеза: формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если учащийся включён в активную деятельность через систему содержания и форм проведения уроков в проекте RWCT.Методы исследования: эмпирические методы (изучение литературы по теме: изучение нормативных и инструктивно-методических документов; анализ документации; педагогическое наблюдение; опрос; тестирование; изучение и обобщение опыта по теме); теоретические методы (сравнение; обобщение; абстрагирование; классификация; синтез; статистические методы анализа информации; рефлексия; коррекция) [7]. Методы технологии: «Аквариум», ассоциативная карта, «Ролевая игра», направленное чтение, авторский стул, стратегия «РАФТ», ключевые слова Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста:- компетентность разрешения проблем;- информационная компетентность;- коммуникативная компетентность. основные этапы ОЭР: 1 этап – вводные занятия. 2 этап – тренировочные занятия. 3 этап – практические занятия. 4 этап – самостоятельные занятия. 5 этап – публичная презентация. Защита проектов по ЖИПТО: Разработка урока по критическому мышлению: Вывод: Таким образом, работа по технологии проекта RWCT это не только формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения, но и воспитание личности со сформированным позитивным мировоззрением, с расширенными социальными связями, с отношениями нового типа с окружающими.