Презентация к защите дипломной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии в общеобразовательной школе»


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА«Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии в общеобразовательной школе» Выполнил:Слушатель программы профессиональной переподготовки Тюменева Н.С.Научный руководитель:Дымова Т.В., доцент кафедры экологии, природопользования, землеустройства и БЖД, к.п.н.. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”. Цель: показать возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении биологии в общеобразовательной школе. Задачи:дать характеристику информационно-коммуникативных технологий и показать методические приемы их использования на уроках биологии;показать применение средств информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя. Под ИКТ - компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникативные технологии в своей предметной деятельности. Целесообразность применения ИКТ для достижения педагогических целей: 1.Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. 2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. 3.Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования: повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ; углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ; реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий. рисункисхемыдиаграммычертежикартыфотографии Этап “Объяснение”. Слайд-шоу Например, 6 класс по теме «Класс двудольные. Семейство Розоцветные». Этап “Объяснение”. Видеофрагменты Например, 7 класс по теме «Класс Земноводные. Размножение и развитие». Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо: знать дидактические возможности компьютера; владеть методами использования компьютера в организации обучения; уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала; уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения; использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др. Преимущества современных компьютерных технологий использование видеофрагментов, звукового сопровождения, анимаций с их остановкой, анализ, комментарии и удобный поиск фрагментов; многократное повторение интеллектуальных процедур, контроль результатов их выполнения; использование интерактивных форм обучения, моделирующих элементов общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией; автоматизированный контроль и оценивание уровня знаний, систематизация ошибок по нескольким параметрам и т.д. Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. Модели использования ИКТ на уроках: Выступление с опорой на мультимедиа презентацию; Компьютерное тестирование; Использование электронных сборников-тренажёров; Работа с электронными энциклопедиями. Задачи использования ИКТ на уроках: создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;повышение качества обучения. Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации.