Развитие речевых способностей учащихся как результат достижения деятельностно-коммуникативной составляющей образованности учащихся . Презентация к аналитическому отчету.


Развитие речевых способностей учащихся как результат достижения деятельностно-коммуникативной составляющей образованности учащихся Потанина Маргарита МихайловнаУчитель русского языка и литературы МБОУ лицей №135 Конституция Российской Федерации.Закон Российской Федерации «Об образовании».Федеральный Государственный образовательный стандарт.Фундаментальное ядро общего образования.Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений российской Федерации.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Примерные основные образовательные программы. Основная общая школа.Программа развития лицея на 2010-2015 годы. Нормативно- правовая база Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся В процессе работы обнаружено противоречие: между требованиями ГОС (НРК) к уровню образованности обучающихся и уровнем сформированности речевых умений и навыков. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Цель работы на межаттестационный период: достижение деятельностно-коммуникативной составляющей образованности учащихся через развитие речевых способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Задачи, поставленные для достижения цели: совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной и устной речью в учебной деятельности; развивать творческие способности учащихся, приобщать их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат: исследовательские работы, поисковая деятельность, творческие проекты; используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся во внеурочной деятельности. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Цель, объект и предмет анализа: Цель данной работы – изучить эффективность педагогических средств и приемов, направленных на формирование навыков устной и письменной речи, которые были реализованы на уроках в межаттестационный период.Объект анализа – процесс, направленный на развитие навыков устной и письменной речи учащихся.Предмет анализа – формы, методы, приемы педагогической деятельности, используемые в работе. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Задачи аналитического отчета: проанализировать и оценить результат педагогической деятельности по развитию речевой компетентности обучающихся; провести самооценку эффективности собственной деятельности по формированию и развитию речевой компетентности выявить проблемы и спроектировать пути их решения в следующий межаттестационный период; ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся В работе использованы образовательные технологии: технология проблемного обучения; технологии междисциплинарного обучения; групповые технологии; игровые технологии; технология развивающего обучения. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Наиболее результативные формы и методы организации работы: ведение учениками справочников по русскому языку с 5 по выпускной классы, где представлены разработанные учителем таблицы, схемы, алгоритмы по наиболее трудным темам; составление монологического высказывания на лингвистическую тему на основе материалов справочника;использование полей в рабочих тетрадях по русскому языку для объяснения орфограмм, работы над ошибками;ежеурочная лингвистическая разминка;обучение орфографическому чтению и развитие артикуляционной памяти по методике П.С Тоцкого. ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ФОТО С УРОКА «БАСНИ И.А. КРЫЛОВА» ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Виды работы по развитию речи: использование заданий, выявляющих степень читательской зрелости учеников, формирующих функциональную грамотность: составление памятки «Как выжить в тайге» после изучения рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»; написание собственной волшебной сказки после изучения темы «Устное народное творчество», выписывание афоризмов из басен И.А. Крылова; оформление письма от имени литературного героя после изучения творчества Л.Н.Толстого и Л.Андреева;творческие задания, например, написание стилизации после изучения «Сказок по телефону» Джани Родари, стихотворений, эссе. ? Творческие работы учащихся ? В 2010-2011 учебном году с целью развития у учащихся исследовательских способностей я предложила ученикам 6 А, Б, Г классов подготовить доклады и рефераты по русскому языку, риторике или литературе и выступить с защитой своих работ.65% учащихся для своей исследовательской работы выбрали темы по литературе.28%учащихся выбрали для своей работы тему по русскому языку.7% работ учащихся были посвящены искусству. Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Результативность работы: ? Класс Кол-во уч-ся баллы Ср. балл 37-49 50-59 60-69 70-79 80-85 11А 21 7 8 6 - - 53 11В 26 6 17 1 2 - 54 11Г 27 1 4 16 6 - 63,8 11Д 25 - 9 10 4 2 64,1 всего 100 14 38 33 12 2 58,725 Результаты ЕГЭ по русскому языку 2009 год Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Результативность работы: ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Результативность работы: ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ? Качество знаний по предмету (русский язык) Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся ? Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Конкурсы, олимпиады ? участие в Международном фестивале «Поэтический марафон», дипломы участников имеют 10 человек; участие в Международной викторине «Золотое руно» (2010г – Зиганурова Белла 1 место в России, 2011г – Плешкова Ксения 1 место в России, 2012г – Вишневская Анастасия 1 место в России); участие в Международной олимпиаде по основам наук (Габова Мария 5-а и Упорова Юлия 7-г – дипломанты международного тура 2010г. и 2012г); участие городском фестивале творческих и исследовательских работ в области филологии «Филологический калейдоскоп» (Селиверстова Евгения, медаль за победу в номинации «Познание мира и себя в нем»); участие в открытой городской научно-практической конференции «Зажги свою звезду»; участие в Городских Пушкинских чтениях (кубок победителя в номинации «Самое выразительное выступление»); участие в районном туре научно-практической конференции в 2011г – 3 место ( Плешкова Ксения 6-б класс); в 2012 г. - 1 место (Фомина Нина 5-г класс), 2 место (Ломакова Ксения 7-а класс); Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Конкурсы, олимпиады ? участие в райнном конкурсе «Суперчитатель» (2011г. Молуянов Артем -2 место, Крючек Дарья – 3 место в конкурсе презентаций; 2012г. Мишенев Артем и Крючек Дарья – 1 место в конкурсе учебных видеороликов, 1,2 и 3 места в конкурсе визиток к книгам – Корякина К., Овчинкина М., Крючек Д., Третьякова С.; 1 место в конкурсе фотографий – Овчинникова Юлия); участие в районном конкурсе сочинений и эссе ( Ломакова К. – 3 место в конкурсе сочинений «Моя профессия»); участие в конкурсе «Пою мое Отечество» в номинации «О той, которая одна», стихотворение – Фомина Н., 2 место; 1 место в конкурсе фотографий в номинации «Здравствуй, гостья Зима!» – Овчинникова Юлия; Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Конкурсы, олимпиады ? участие в лицейских предметных олимпиадах, научно - практических конференциях и конкурсах:2009-2010 г. Ананьина О. - 1 место в олимпиаде по русскому языку; 2010-2011 г. Мишенев А. - 2 место, Ломакова К. - 3 место в олимпиаде по русскому языку, Мишенев А. - 1 место, Габова М - 2 место, Ломакова - 3 место в олимпиаде по литературе; 2011-2012 г. Байдурова Е. - 3 место по русскому языку, Шавкунова А. - 3 место по литературе; 1 и 2 место по русскому языку среди 5 классов – Фомина Н., Калинин М.; участие в конкурсе «Живая классика» - Вильчинская В. - 3 место. Работа с текстом как средство формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся Классное руководство ? Участие в IV Всероссийской научно-практической конференции (УрГПУ, 2011), публикация в сборнике материалов конференции «Работа с электронными учебниками не уроках русского языка и литературы в 11 классе». Опубликованные работы: Уроки: «Л.Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа»; «Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»; Мастер-класс - урок в технологии междисциплинарного обучения «Человек в огне гражданской войны».Занятие по курсу МДО «Преемственность существует независимо от человека». Распространение опыта: 2011 г., ГБОУ ДПО СО «ИРО» - «Методические вопросы подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации (ГИА-(9) по русскому языку и литературе», 80 ч.;2012 г., ГБОУ ДПО СО «ИРО» - ФГОС ОО: идеология, содержание, технологии введения»,120 ч.;Март 2011 г., МБУ ИМЦ «Развивающее обучение» - научно-практический семинар «Проблемы сопоставительного анализа поэтического текста»;Октябрь 2012 г., МБОУ ДОД Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии – семинар «Актуальные вопросы реализации технологии междисциплинарного обучения в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС», 8 ч. Повышение квалификации, участие в конференциях: Награждена: Благодарственное письмо за большой личный вклад в организацию и проведение международного фестиваля «Поэтический марафон», 2010 г., 2011 г., 2012 г.Грамоты за подготовку дипломантов финального этапа Международной олимпиады по основам наук по русскому языку, 2010 г., 2012 г.Почетная грамота Управления образования администрации города Екатеринбурга за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов и в связи с 50-летием со дня рождения, 23.04.2012, Приказ №22-л /с /н от 23.04.2012Благодарность за подготовку участников Городского Фестиваля творческих и исследовательских работ в области филологии «Филологический калейдоскоп», 2011 г., 2012 г.Благодарственное письмо за добросовестную работу в системе образования и большой личный вклад в воспитание учащихся, 02.03.2011 г., Распоряжение главы Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга от 02.03.2011 № 110-р.Грамота Администрации МБОУ лицея № 135 за высокие результаты в организации научно-практической деятельности учащихся , 31.08 2011.Грамота Администрации МБОУ лицея № 135 за экспериментальную деятельность в рамках реализации проекта «Междисциплинарное обучение в школе II ступени», 5 октября 2012 г. Награждена: Развитие универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности Тема методической работы на межаттестационный период: Цель работы на межаттестационный период: совершенствование педагогического мастерства, направленного на развитие универсальных учебных действий, являющихся основой для самореализации личности ученика через развивающие технологии обучения. разработать и использовать систему текущего тестового контроля ЗУН в соответствии с требованиями новой формы аттестации ГИА в 9 классе;в рамках экспериментальной деятельности разработать систему уроков русского языка и литературы в технологии междисциплинарного обучения и представить результаты в печати и на сайте лицея.создавать условия для самореализации учащихся через привлечение их к участию в творческих конкурсах на уровне класса, лицея, город в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», конкурсах, проводимых в сети Интернет; Задачи на новый межаттестационный период: Повышение квалификации, участие в конференциях: Спасибо за внимание!