Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса, воспитания и развития личности учащихся


Составление и применение презентаций на логопедических занятиях как средство оптимизации и коррекции письменной речи у младших школьниковВыполнила: учитель-логопедКГУ «ОСШ №1» г. ТемиртауГешеле Яна Юрьевна АктуальностьВ последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе коррекционного школьного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей школьного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Проблема:Проблема заключается в недостаточном материально-техническом оснащении логопедического кабинета. Цель: разработка комплекса логопедических занятий на основе мультимедийных презентаций.Задачи: Расcмотреть возможности ИКТ в работе с младшими школьниками. Представить нарушение письменной речи у младших школьников.Разработать комплекс логопедических занятий на основе мультимедийных презентаций. Основные возможности ИКТ в работе с младшими школьниками.Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ: · повысить мотивацию обучения;· повысить эффективность процесса обучения;· способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;· совершенствовать методики проведения уроков;· своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;· планировать и систематизировать свою работу;· использовать, как средство самообразования;· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); · создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;· использование готовых программных продуктов;· поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;· создание тестовых работ;· обобщение методического опыта в электронном виде. Виды нарушений письменной речи:Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Дизорфография - это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла. Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии. Аграфия (от а — отрицательная частица и греч. gráphō — пишу), расстройство речи, выражающееся потерей способности писать. Наблюдается, как правило, при недоразвитии или повреждении затылочной или теменно-затылочной областей левого (у правшей) полушария коры головного мозга. При А. либо утрачивается возможность соединять буквы в слова, либо больной при письме выпускает или переставляет отдельные слоги. Разработка комплекса логопедических заданий на основе мультимедийных презентацийС целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи школьников, я стала использовать обучающие презентации в программе Power Point, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей в занятиях. Использование презентаций-это:Обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;Отличное пособие для воспитателе, учителей- логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;Удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его миреПрезентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Цели авторских презентаций:развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета;развития связной речи и познавательных способностей («Сериация», «Четвертый лишний», «Загадки», «Составляем рассказ»). дифференциации звуков и букв.автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи. Коррекционно – образовательные: Коррекционно – развивающиеРазвивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. Развитие психических процессов. Совершенствование моторики. Коррекционно – воспитательныеСовершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности, этикета. На сегодняшний день мною разработаны презентации по следующим темам:«Мебель»«Противоположности»«Профессии»«Что перепутал художник?»«Любимый вид транспорта»«Дифференцмация С-Ш»«Противоположности»«Алфавит»«Неправильная буква»«Звук [Р]»«Звук [С]»«Звук [Ш]» Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решаю следующие задачи:- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха. Заключение:Таким образом, использование ИКТ и в частности мультимедийные презентации в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. В процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно- развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.