РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО – СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.


Выполнила: студентка 1 группы отделения дополнительного образованияКамышан Тамара Михайловна. Объект исследования: Процесс обучения старших дошкольников музыкально – дидактических играм.Предмет исследования: Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения музыкально – дидактическим играм. Цель исследования: Выявить наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения музыкально – дидактическим играм, способствующим развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников.Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования в современной педагогической и методической литературе.2. Определить психолого – педагогическое воздействие музыкально – дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.3. Выявить наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения музыкально – дидактическим играм, способствующие развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников.4. Сформулировать рекомендации к проведению практического опыта по теме исследования. Способности - в современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) личности, проявляющихся в эффективной (т. е. успешной и качественной) реализации конкретной деятельности Биологическая основа способностей - это задатки (врожденные, наследственные особенности организма, которые удобно анализировать посредством выявления доминирующих типов темперамента человека). Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания! Способности Врожденные (генетически обусловленные) Приобретенные (социально обусловленные) Общие способности Моторные (двигательные, тактильнокинестетические) Познавательные (невербальные, психоэмоциональные) Игры дающие представление о музыкальных жанрах и формирующие ладовое чувство Игры формирующие представление об образах Игры формирующие представление о средствах музыкальной выразительности Формы и методы обучения дидактическим играм 1. Игры в процессе обучения пению 2. Игры в процессе обучения слушанию музыки 3. Игры в процессе обучения Музыкально – ритмическим движениям 4. В процессе изучения игре намузыкальных инструментах Методы использованные в процессе обучения дидактическим играм Наглядно зрительный (карточки, картинки)Наглядно – слуховой (слушание и пение) 3. Наглядно – двигательный 4. Словесный 5. Практический 1. Для определения уровня развития чувства темпа и метроритма используйте тестовые задания в форме игр «Шаги великана и гнома», «Дождик», «Ладошки».2. Для определения уровня развития звуковысотного чувства ( ладово – регистрового мелодического и гармонического слуха) используйте тесты в форме игр «Кот и котенок», «Два гнома».3. Для определения уровня развития чувства тембра используйте тест – игру «Тембровые прятки».4. Для определения уровня развития динамического чувства используйте тест - игру «Мы поедем в «Громко - Тихо»». 5. Для определения уровня развития способности к эмоциональной отзывчивости на музыку используйте тест «Музыкальные параметры». Рекомендации к проведению практической работы с детьми по теме исследования. № Название музыкально – дидактических игр Сроки проведения 1 «Колобок», «К нам гости пришли» Январь 2 «Что музыкальный инструмент расскажет о себе», «Принц и принцесса» Февраль 3 «Бубенчики», «Подумай и отгадай» Март 4 «Прогулка», «Научи матрешку танцевать» Апрель 5 «Определи по ритму», «Укрась музыку» Май План проведения музыкально – дидактических игр № Название музыкально – дидактических игр Сроки проведения 1 «Колобок», «К нам гости пришли» Январь 2 «Что музыкальный инструмент расскажет о себе», «Принц и принцесса» Февраль 3 «Бубенчики», «Подумай и отгадай» Март 4 «Прогулка», «Научи матрешку танцевать» Апрель 5 «Определи по ритму», «Укрась музыку» Май «Колобок» «К нам гости пришли» «Что музыкальный инструмент расскажет о себе» «Принц и принцесса» «Подумай и отгадай» «Прогулка» «Научи матрешек танцевать» «Определи по ритму» «Укрась музыку» Выводы: Музыкально - дидактические игры носят развивающий характер и ориентированы на овладения детьми интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Таким образом, музыкально - дидактические игры это прекрасное средство развития музыкально - сенсорных способностей детей.