Презентация для учителей начальных классов на тему Развитие логического мышления детей


Мониторинг уровня интеллектуального развития учащихся начальной школы. Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. Глен Доман.«Ребенок, окончивший курс начальной школы, должен уметь работать не только памятью, он должен приобрести некоторое развитие, которое даст ему возможность… пользоваться книгой и через неё приобретать знания…. Не даст начальная школа развития, а даст только запас сведений – эти сведения непременно будут бесполезно заученными: если школа не заставит думать…» Основная задача: адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать. Начальная школа Основная школа переход Основная задача: ввести подростка в систему наук,ознакомить его с основами научных знаний. Условия: минимальное речевое и психомоторное развитие, наличие простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему во всем и контролируют учебный процесс, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Условия: необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением, во–вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе. Необходимо обязательно проводить комплексные психологические обследования всех учащихся 3 (4-х) классов. Независимо от того, как они учатся, не ограничиваться слабоуспевающими учениками. Проблема ! Первый этап знакомство с признаками понятий. Второй этап сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные ( абстрагирование). Третий этап формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. 3 – 4 класс 1 – 2 класс Четвертый этап выстраивать иерархию понятий,вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Пятый этап развитие аналитической деятельности, умение анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.). Развитие логического мышления. Мыслительные операции: Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Недостатки в развитии мыслительной деятельности. Конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);Синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);Недостаточная обобщенность мышления (обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);Однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обуславливает решение задачи только одним способом);Инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую). Общий базис для полноценного мыслительного процесса – три универсальных составляющих мышления: Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и других, выступающих в качестве наиболее дробных элементов мышления; Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез; Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, использование обобщенных схем анализа явления. Интеллектуальные игры: Составление предложений ( из произвольных взятых слов). Исключение лишнего слова ( из произвольно взятых слов). Поиск аналогов - необходимо найти как можно больше аналогов произвольновыбранного предмета. Поиск противоположных предметов. Поиск предметов по заданным признакам (две противоположные функции: дверь и закрывает и открывает вход в помещение). Поиск соединительных звеньев («лопата» + «автомобиль» = «экскаватор»).Способы применения предмета («книга»). Формирование определений («дырка»). Выражение мысли другими словами («Нынешним летом будет очень тепло», ни одно слово не должно повторяться). Перечень возможных причин ( «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь открыта»). Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Построение сообщения по алгоритму.