Презентация к выступлению на МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ «Шесть шляп на моем уроке»


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР«Шесть шляп на моем уроке» Подготовила: Генденова Альмина Александровна, учитель начальных классов Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельностиДанная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы. Эффективный метод стимулирования творческого мышления. Метод «Шесть шляп мышления», разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления. Дать детям представление об особенностях их мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задач. «Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой»  определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным. Методические разработки «Шесть шляп мышления» на уроках в начальной школе» нацелены на: освоение педагогом технологий Метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления», формирующих нетрадиционные способы мышления.Основные задачи формулируются как:изучение метода Эдварда де Боне, освоение способов применения технологий для организации работы в группах, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;позитивная мотивация участия и понимание значения деятельностного подхода к обучению и формирования универсальных учебных действий (УУД) для развития учащихся.Данный комплект разработок позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий. комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;высокий и прочный уровень обученности учащихся;формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;обеспечение эффективной социализации учащихся. Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения. Основными задачами являются:Формирование и развитие информационной компетентности;Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.Формирование контрольно-оценочной самостоятельности. 1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека. 1. Шляпа красного цвета. Красный – огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего. Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков. В  чем преимущество данного метода? Шляпу легко сменить в зависимости от ситуации: пасмурно или светло на улице. Так же и в ситуации общения необходимо видеть и уметь переключаться с разных способов мышления так же непринужденно как мы при необходимости меняем шляпы.Подавляющее большинство ошибок, допускаемых в гуманитарных областях, связанно с особенностями нашего восприятия.  Ошибки логики мышления   – скорее исключения.Метод «Шести шляп» помогает сделать наше мышление более пластичным и разнообразным. Когда возникает необходимость во всестороннем обсуждении предмета, можно предложить данный метод. Зачастую это помогает сломать лед недоверия к поставленной проблеме, расширить восприятие и преодолеть первоначальную растерянность. 1. Простота обучения и использования, его наглядность2. Расширяет восприятие, помогает разглядеть проблему с разных точек зрения3.Помогает разделить свое эго и мышление 1. Для достижения результата необходимо иметь богатое воображение и терпение2.Требует большой психологической отдачи3. Результат предвидится Метод «Шести шляп» де Боно – максимально результативное использование работы мышления для решения поставленных задач.Метод «Шести шляп» является креативной технологией урока 21 века!