Проблема формирования культуры в образовательном пространстве города


Проблема формирования культуры в образовательном пространстве города Заместитель директора по УВР МОШ № 101Валигун О.Ю. 2Культу́ра  (от лат. cultura — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Она является предметом изучения  философии,  культурологии,  истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, педагогики. Философские и научные определения культуры многообразны. Культура понимается как…«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей». «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека».3 В различные исторические эпохи представление о культуре имело своё значениев Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось.4 5Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. 6В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». И. Кант, например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. В русский лексикон слово культура вошло лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность». В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. :культура - совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей.  7 8Частью общей культуры является педагогическая культура, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Показателями педагогической культуры являются:состояние и качество образования, уровень образованности в обществе,культура организации образования в конкретной школе,мастерство отдельного педагога.9 Различают 2 вида педагогической культурыВнутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности». Внешняя составляющая педагогической культуры — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам10 Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям»11 Глубоко прав был К. Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». 12 Уважение к личности воспитанника является сердцевиной педагогического такта.Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. 13 Профессиональный такт проявляется:во внешнем облике педагога; в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся; в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; в самокритичной оценке своего труда. 14 Важной характеристикой в культуре профессионально-педагогического общения является его стиль.Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. От выбранного стиля поведения часто зависит культура педагогического общения. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: от психического склада человека, его ценностных ориентаций, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога. 15 16Духовное развитие подрастающего поколения во многом обусловлено степенью его приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. Поэтому проблема совершенствования форм и методов формирования нравственно-этических качеств подростков приобретает особую актуальность. 17Формирование культуры здорового образа жизни учащихся является одним из ведущих направлений деятельности образовательных организаций как основного, так и дополнительного образования. Большое внимание необходимо уделить развитию культурно-досуговой и поведенческой сферы учащихся, несмотря на то, что в последнее время наблюдается отсутствие средств на поддержку кинотеатров, театральных студий, спортивных секций и творческих кружков.   18 В настоящее время обозначились тенденции обновленного подхода к развитию культуры личности подрастающего поколения. Разработана Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №322 от 17.07.2015), целью которой является формирование и развитие у подрастающего поколения патриотического самосознания, гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. 19Ведущей задачей современного образовательного и воспитательного процесса становится развитие культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. 20Это обусловлено и необходимостью достаточно четко сформулировать требования по определению каждым учащимся индивидуального стиля жизни, развитию у них способности к культурному самоопределению как к стержневому свойству личности. 21Современная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на Другого и Других.