Конфликты в жизни детей и подростков. В помощь школьному психологу.


Конфликты в жизни детей и подростков: из опыта работы Педагог-психолог МОУ Приобская СОШ Забелина Г.А. Мы выбираем, нас выбирают.Как это часто не совпадает:Часто простое кажется спорным –Черное – белым, белое – черным. Цель работы: изучение внутришкольной ситуации, провоцирующей конфликтыОбъектом нашего исследования является: конфликты в школеПредметом: умение участников образовательного процесса слушать и слышать друг друга Задачи:на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность конфликта;повысить теоретические и практические знания;изучить причины возникновения конфликта;проанализировать собственное поведение, мотивы,переживаемые эмоции в ситуации конфликта. Гипотеза: Если все участники образовательного процесса будут уметь слушать и слышать друг друга, то конфликтных ситуаций в школе будет меньше. Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.Наблюдение и анализ педагогического процесса (посещение классных часов, уроков с разрешения администрации), с целью определения причин возникающих конфликтных ситуаций.Анализ наблюдаемых конфликтных ситуаций.Тестирование, социологический опрос.Анализ и обработка полученных результатов. Конфликт (от лат. Confliktus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов В ходе конфликта участники испытывают:Изменение тембра голосаПовышение темпа речиУчащённое дыханиеСердцебиениеВегетативные проявленияПлачДрожание рукПовышенное потоотделение В конфликте есть Конфликтные стороныЗона разногласийПредставление сторон о ситуацииМотивы конфликтующих сторонКонфликтные действия Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации КонкуренцияСотрудничествоКомпромиссУклонениеПриспособление Барьеры межличностного общения Негативные оценки и ярлыкиСоветыВопросыПриказыОбобщение, глобальные выводы из единичных случаевИрония, язвительность Поведение, стимулирующее развитие конфликта: Прерывание речи партнераНегативная оценка личности партнераУклонение от конфликта, нарочитое молчаниеПодчеркивание разницы между собой и партнеромРезкое ускорение темпа речи и изменение тембра голосаПреуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своегоКосвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтантаИзбегание пространственной близости и контакта глазИспользование угрозСимулирование согласия при сохранении обиды Условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации: Первое условие - выслушать и продемонстрировать слушание, получить как можно больше информации.В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему, признать, что ваши действия и поступки могли привести к конфликту.Необходимо прояснить: соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации; как можно наиболее лаконично и полно изложить общую проблему, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Шаги взаимовыгодных переговоров: Соглашение об основных правилахКонтролирование эмоцийВыяснение позицийОпределение скрытых нужд и интересовВыдвижение альтернативных вариантовСогласие на наилучшие взаимовыгодные варианты. Анализ посещённых классных часов и уроков показал, что конфликтные ситуации возникали в основном из-за неумения правильно общаться и не умения слушать и слышать друг друга Диагностическая игра: «Дорога в горы» Поведение 8 % учащихся – следствие безразличного отношения к себе и другим79% учащихся считают, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков.13% учащихся понимают, что каждый поступок – это результат их отношения к самому себе, людям, миру. Опросник Басса - Дарки Агрессивных учащихся в нашей школе, которые, возможно, могут провоцировать конфликты, только 3%Учащиеся, которые не желают конструктивно взаимодействовать только 2,5%Остальным необходимо полноценное общение как с педагогами, так и со сверстниками Вывод: Особенное значение в педагогическом процессе успешной жизнедеятельности школы имеет установление контактов всех участников педагогического процесса.Умение простраивать конструктивное общение поможет предупредить конфликт или, хотя бы, успешно его разрешить. Методы урегулирования конфликтных ситуаций Метод «Выхода чувств». Метод «Положительного отношения к личности». «Расширение духовного горизонта спорящих». Прием «Принудительного слушания оппонента». Метод «Обмен позиций».   Спасибо за внимание!