Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методические рекомендации.


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Преподаватель физического воспитанияЛисаковского технического колледжавысшей квалификационной категорииВиктор Алексеевич Корсун ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА «Только здоровая нация может называться конкурентоспособной» Нурсултан Назарбаев: Профессионально-прикладная физическая подготовка Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности ( Раевский Р.Т,1985) ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАДАЧИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПО ПРОФИЛИРУЮЩИМ АСПЕКТАМ СПОРТИВНЫЙ АСПЕКТ(СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА) ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ(ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) БАЗОВЫЙ АСПЕКТ(БАЗОВОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.). акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии ; Цель профессионально-прикладной физической подготовки – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе. задачи ППФП ОСВАИВАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ВОСПИТЫВАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ ВОСПИТЫВАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Прикладные психические качества и свойства личности необходимые будущему специалисту, могут формироваться как на учебно-тренировочных занятиях, так и самостоятельно. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), и т.д. Основные факторы, определяющие содержание ППФП Формы труда. умственный физический Условия труда – это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы. Характер труда – необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии Правильный режим труда и отдыха – создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работающих. Динамика работоспособности в процессе труда определяется «кривой» работоспособности. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов Индивидуальные особенности будущих специалистов Система контроля ППФП студентов Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросы по тематике ППФП Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы – проба Руфье. Оценка вестибулярного аппарата – проба Ромберга. Оценка общей выносливости:12 минутный тест ходьбы и бега (по К. Куперу) Система контроля ППФП студентов Выявление силовой выносливости: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; жим штанги от груди; выпрыгивание вверх из приседа; поднимание ног к перекладине и др. Выявление быстроты движений: теппинг – исследование лабильности (подвижности) состояния нервно-мышечной системы проводят путем измерения максимальной частоты движения кисти, с помощью темпинг-теста по секундомеру за 10 сек. Определение физической работоспособности – объективным следует считать определение физической работоспособности на основании количественной информации об изменении вегетативной функции (степ-тест Гарвардский или различные его модификации). Система контроля ППФП студентов Выявление ловкости (используются двигательные задания, выполняемые на время): расстановка карманных шахмат; манипуляционный тест (одевание шайб на штырьки); ловля теннисных мячей; преодоление лабиринта; перешагивание через гимнастическую палку и др. Определение гибкости в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах): выкрут назад с гимнастической палкой; поднимание рук вверх-назад; поднимание рук назад из положения руки внизу; вытягивание носков в положении сидя; наклон туловища вперед из положения стоя; гимнастический мост с прямыми ногами. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки  Время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приоб­ретенных им двигательных умений и навыков. Производительность профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло­вий на физическое состояние трудящихся. Перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП -формы (виды) труда специалистов данного профиля; -условия и характер их труда; -режим труда и отдыха; -особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости. Методика подбора средств ППФП ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессионально-прикладная физическая подготовка –разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду. –