Вия, от которых зависит эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей.


Факторы и условия, от которых зависит эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детейУчитель-логопед МБОУ «Нижнегорская школа-лицей №1» Беляева Л.Г. Эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения зависит от многих факторов:1. От механизма, вызывающего нарушение звукопроизношения (дислалия или минимальные дизартрические нарушения.2. От форм дислалии и её видов.3. От особенностей строения артикуляционного аппарата, подвижности его органов. 4. От типа высшей нервной системы ребёнка ( у детей с сильной нервной системой коррекционный процесс проходит быстрее, у меланхоликов и флегматиков- медленнее).5. От особенностей состояния нервной системы: у здорового ребёнка процесс образования новых условных рефлексов происходит быстрее.. Эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения так же зависит и от :- мотивации ребёнка, его работоспособности и его желания исправить нарушенные звуки;- от времени начала коррекционного процесса; от продолжительности существования звука-заменителя;от эмоционального контакта логопеда с ребёнком;от интересной формы организации занятия;от использования наглядности на занятии;-от сочетания разных видов деятельности, позволяющих избежать утомления;от регулярности проводимых занятий;от помощи со стороны родителей.И, от очень важного момента : от уровня владения навыками постановки звуков учителем - логопедом. Приёмы постановки звуковОпора на ощутимые моменты артикуляции. - форма губ (округлены, вытянуты, растянуты в стороны);- артикуляция языка (положение кончика языка);- место преграды, если она образуется с помощью передней части языка (движения языка вперед — назад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение органов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты —разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Приёмы постановки звуков2.   Произнесение звука на слух;3.  Изображение изолированного звука схемой: на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный квадрат; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы4.  Утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. 5.  Распознавание и выделение звуков на слух : одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы6.   Фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации.Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука Известные в логопедической практике и такие приемы: 7.  Определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.;8. Воспроизведение позиции органа артикуляции при произнесении сохранных звуков;9. Задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд;10. Сравнение правильной и неправильной артикуляции;11. Словесное описание позиции органа артикуляции или его части;12. Выполнение отдельных движений по словесной инструкции логопеда;13. Показ отдельных элементов артикуляции на схеме. 14.  Определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков . ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЖДОЙ ФОНЕМЫ делится на три этапаПодготовительный этап.Вызывания звука. Автоматизация звука.Самый главный этап - подготовительный ! Его цель включить ребёнка в коррекционный процесс , сформировать установку на занятие. На подготовительном этапе важным является создание всех видов готовности к вызыванию звука речи:- психологической - фонематической - артикуляционной Психологическая готовность к вызыванию звука речи включает: - наличие мотивации;- наличие интереса к логопедическим занятиям; - определённый уровень сформированностислухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. ! Психологическую готовность формируем с участием родителей, при необходимости привлекаем других детей группы, класса.! Если снижена мотивация, на занятиях отмечаются: двигательное излишество, ухудшение настроения, капризы, плач, нежелание заниматься, неустойчивость внимания. Артикуляционная готовностьУмение выполнять артикуляционную позу: широкий язык в положении «горка», « лопатка», «иголочка», боковые края примыкать к верхним коренным зубам, посредине языка образовывать желобок и др. Важно выработать умение хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи. Фонематическая готовность Если в течение определённого периода логопеду не удаётся вызвать у ребёнка базовый звук – это говорит о том, что ребёнок недостаточно различает образцы правильного и неправильного произношения в речи взрослого и считает, что сам «говорит хорошо». Для различия тончайших нюансов фонем чрезвычайно важны звуковые образы. Двигательный образ звука в сознании ребёнка как бы заключен между двумя звуковыми образами: звуком в речи логопеда и своим собственным. Уловив эту разницу, ребёнок изменяет артикуляцию и добивается совпадения звучаний, что невозможно без адекватного ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ! Работу над всеми видами готовности к вызыванию звука (психологической, фонематической, артикуляционной) начинаем с первого дня занятий и проводим не последовательно, а параллельно! При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы: слуховой, зрительный, кожный и двигательный… СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !