Презентация Планирование и конструирование урока, основанного на системно-деятельностном подходе


Планирование и конструирование урока, основанного на системно-деятельностном подходе Подготовила Царук О.Н.Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.   (Б.Шоу) Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС Уроки деятельностной направленности (по целеполаганию):уроки «открытия» нового знания (ОНЗ); уроки рефлексии (Р); уроки общеметодологической направленности (ОмН); уроки развивающего контроля (РК) 1. Урок «открытия» нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Структура урока ОНЗ Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.Этап выявления места и причины затруднения.Этап построения проекта выхода из затруднения.Этап реализации построенного проекта.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Этап включения в систему знаний и повторения.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:1.Выделить и сформулировать новое знание.2.Смоделировать способ открытия нового знания.3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.11.Провести анализ урока по конспекту.12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта. 2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура урока РЭтап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.Этап актуализации и пробного учебного действия.Этап локализации индивидуальных затруднений.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.Этап реализации построенного проекта.Этап обобщения затруднений во внешней речи.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Этап включения в систему знаний и повторения.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3. Урок общеметодологической направленности.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Структура урока ОмНэтап мотивацииэтап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действииэтап закрепления с проговариванием во внешней речиэтап включения изученного в систему знанийэтап рефлексии учебной деятельности на уроке 4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура урока РК этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;этап актуализации и пробного учебного действия;этап локализации индивидуальных затруднений;этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;этап реализации построенного проекта;этап обобщения затруднений во внешней речи;этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;этап решения заданий творческого уровня;этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. критерии результативности урокапередачи функции от учителя к ученику;систематическое осуществление рефлексии;разнообразие форм, методов и приемов обучения;обучение ведению диалога; сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;формирование контрольно-оценочной деятельности;оценивание продвижения каждого ученика;формулирование обучающимися собственной позиции, мнения;атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.;личностное воздействие «учитель – ученик» через учебную деятельность. Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода  Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).Сколько учеников получили оценки (должны все).Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет). Прием Отгадай тему урока Расшифруй название города Деление с остатком ИсточникиМатериалы семинара «Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по математикеиздательства «Просвещение»Пустовитова Елена Владимировна,ведущий методист информационно-методического отдела издательства «Просвещение»ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.http://pedsovet.su https://infourok.ru http://festival.1september.ru Конструктор урока http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html